Еще одним вызовом, который некоторые невежды-нигилисты бросают Шейх аль Акбару, является обвинение в том, что он признавал причастными к Истине не только мусульман, но и кафиров, даже многобожников. Из этого делается вывод, что именно идеи Ибн Араби лежат в основе экуменической перениалистской доктрины Рене Генона с его 'универсальной примордиальной традицией', 'трансцендентным единством традиционных религий' и прочим куфром. Более того, делается совершенно возмутительный в своем невежестве вывод, что именно Генон «стал наиболее адекватным «излагателем» традиционной метафизики. Будучи последователем Мухиддина ибн Араби, он довел до максимума и поставил все точки над i в изложении учения о тождестве всех традиций и религий и о верховном статусе и кастовом союзе жречества независимо от конфессий».
Если будет на то Милость Господня, о шарлатане Геноне мы еще поговорим, чтобы показать, что это такой же мыльный пузырь и такое же пустое место для Ислама как его мнимые оппоненты вроде Гейдара Джемаля.
Сейчас же обратимся к идее Шейх аль Акбара, которую ему ставят в вину. В частности, приводят его высказывания о том, что и Фараон, и мекканские мушрики по-своему тоже поклонялись Аллаху.
Однако то, что мекканские мушрики признавали Аллаха и по-своему поклонялись ему, это среди мусульман факт настолько общеизвестный, что поражаешься, каким же невеждой надо быть, чтобы делать из этого жаренную сенсацию. Ваххабиты на этом основании даже обвиняют суннитов в том, что они уподобляются этим мушрикам, которые признавали Аллаха, но совершали ширк. Идут жаркие споры, нарушали ли мекканские мушрики только Таухид аль-Уллюхийя или у них не было даже Таухида ар-Руббубийя.
Словом, нет никакой сенсации и никаких разногласий в том, что в Аллаха мекканские мушрики верили. Но при этом также нет никаких сомнений, что они были кафирами и мушриками, которым их вера в Аллаха не поможет в Судный день. Ну, а видимое противоречие между этими двумя тезисами мы раскроем позже.
Теперь обратимся к вопросу о причастности к Истине мекканских мушриков, Фараона и других неверных. Осознать эту мысль Шейх аль Акбара можно только в связи с его глубоким, суфийским пониманием Таухида, на которое тоже навешен ярлык - 'Вахдат аль Вуджут'.
Напомним, о чем идет речь. О том, что мир не является иллюзией, как хотят представить индуисты с буддистами. Но и о том, что мир не является тем враждебным, безблагостным Ничто, противостоящим Аллаху, как это представляют себе дуалисты и нигилисты.
Повторим еще раз слова нашего Шейха Абдулькадыра ас-Суфи:
"Не забывайте, что вещи не могут быть созданы из ничто. “Из ничего получается ничто”, как-то сказал Шекспир. Точно также не-существующее не может манифестировать себя как существующее, как одна из бытийных форм. Ничто не может служить основанием для возникновения. Аллаx же превыше всех ограничений и всего, что с ним могут сравнивать. Все возникает и случается благодаря Его Свету. Аллаx проявляет Себя через сотваренные объекты, через сущность вещей, созданную Им через Его Знание. Потому, тварное может обладать атрибутами знания, видения, воли через Его знание.
Аллах, субханаху уа та'аля, являет Себя в в связи с сущностью вещей, скрытых в Его Сущности и коренящихся в Его Атрибуте Знания. Это через Его знание Он разрешает вещам появиться. Они появляются по Его Приказу: «Кун!». Ему достаточно сказать вещи: «Кун!» и она есть.
Хальк, сотваренные вещи приходят в сотваренную реальность посредством явления Аллаха, субханаху уа та'аля, с Его Именем Аль-Халик, Истинный. Творец – это Атрибут Того Единственного, являющегося Реальностью, Сущностью, Истиной, возвышенного надо всем, что могут Ему приписать. Знаменитый шейх Джами сказал: “Сущности вещей являются зеркалами, в которых Аллаx отражает Самого Себя. Либо иначе, Существование Аллаxа является зеркалом, в котором отражаются сущности форм”. Шейх аль-Акбар Ибн Аль-Араби сказал: “Аллаx является твоим зеркалом в котором ты можешь видеть себя, а ты – Его зеркало, в котором Он видит Свои Имена и их действия”.
В своей 'Книге Таухида' Шейх, хафизу-Ллах, приводит множество аятов и хадисов, а также их толкований учеными, проясняющих этот вопрос. В Исламе в отличие от шиизма с его мутазилитскими установками мы не знаем никакой 'объективной истины' или 'объективной справедливости'. Истина и Справедливость для нас ничто иное, как Атрибуты и Имена Аллаха, явленные в мире.
Больше того, если Справедливость это один из Атрибутов Бога, то такое Его Имя как Аль-Хакк (Истина) или такой Атрибут как Вадж (Лик) многими авторитетнейшими учеными рассматривались как синонимы и определения Сущности Аллаха.
Теперь, как это делает Шейх в 'Книге Таухида', обратимся к крайне важному аяту Корана, где говорится:
«Он сотворил небеса и землю с Истиной (билль-Хакк). Превыше Он тех, кому они поклоняются наряду с Ним».
Не будем забывать, что в отличие от некоторых невежд шейх Ибн Араби был не только алимом, но многими признавался даже муджтахидом своего времени. Опираясь на абсолютно каноническое понимание Корана, Шейх аль Акбар указывал на очевидную вещь - мир творений и форм существует постольку и потому, что существует и приведен к жизни 'с Истиной' - 'биль-Хакк'. При этом еще раз повторим, что Истина существует рядом с каждой сотворенной вещью без всякого воплощения, смешения и ограничения, но с непреодолимой границей между Творцом и тварью.
Как это можно совместить? Это подробно и блестяще объясняет наш Шейх в 'Книге Таухида', поэтому проявим терпение и подождем ее скорого перевода и издания, инша Аллах.
Так вот, если Истина существует с каждым творением, то какие сомнения могут быть в том, что к ней тем или иным образом причастны не только мусульмане, но и кафиры? Конечно, причастны, т.к. сотворены 'с Истиной' - 'биль-Хакк'.
'Так, что же, получается - спросит читатель - выходит, что кафиры тоже находятся на Истине и по сути не отличаются от мусульман?' Нет, уважаемый читатель, не получается, и вот почему.
Все люди, все существа созданы с Истиной, приверженность Истине вложена в саму человеческую природу (фитру) и, больше того, еще до сотворения всех людей Аллах вывел их из чресел их праотцов, сыновей Адама, мир ему, чтобы заключить с ними Завет:
«Вот твой Господь вывел из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого».
Таким образом, чтобы соответствовать Истине, людям не нужно никакой революции против естества, как о том говорят дуалисты-нигилисты, а, напротив, нужно вернуться к своей фитре и пребывать в согласии с ней. Именно с этой миссией, когда люди отдаляются от Истины, и приходят пророки, мир им - с миссией очищения и исправления, с миссией возвращения, но не бунта и революции, как представляют нигилисты.
Этой Истине в свою очередь противостоит куфр, ширк.
Рассмотрим, что такое куфр. Куфр происходит от арабского слова 'каффара', т.е. 'покрывать', 'скрывать', 'прятать'.
Аллах предостерегает в Коране:
«Не облекайте Истину в ложь (не покрывайте Истину ложью) и не скрывайте Истину, тогда как вы знаете ее».
Таким образом, все встает на свои места. Истина находится рядом с каждым из нас, склонность к ней вложена в нашу природу, о чем говорится в хадисах, мы заключили с Ней Завет еще до нашего появления на свет, о чем говорится в Коране. Но можно принять эту Истину, а можно 'покрыть Ее ложью', 'смешать с ложью', 'спрятать', 'скрыть'.
Все очень просто. Первое - это путь Таухида и Ислама. Второе - куфра и ширка. Опять же, ширк даже этимологически это не полное отрицание Истины, это 'уравнивание двух неравных вещей'. Уравнивание Аллаха и тагута, Истины и лжи.
Все встает на свои места. Мекканцы времен джахилии (кроме ханифов) верили в Аллаха, но они уравнивали Аллаха с идолами, совершали ширк. И они были кафирами, т.к. смешали Истину с ложью, покрыли Ее ей.
Аллах говорит в Коране:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает».
Не обязательно полного неверия, даже при наличии веры в Аллаха, ширка, т.е. утраты Таухида достаточно для погибели. Напротив, в хадисе-кудси сказано:
«Ля илляха иль Аллах – это Моя крепость. Кто войдет в нее, тот спасется от мук Ада».
Подытожим эти рассуждения. Да, каждый из людей и творений Аллаха так или иначе причастен к Истине, ибо сотворен 'с Истиной' и приведен к существованию благодаря Ей. Но само по себе для его положения в этом и следующем мире это еще ничего не значит.
В логике существуют такие категории как 'необходимое условие' и 'достаточное условие'. Так вот, простая причастность к Истине и ее частичное признание не является достаточным условием для нахождения на ее пути и спасения человека.
Таким условием, как это следует из множества хадисов, является произнесение и следование 'Ля илляха иль Аллах', т.е. наличие у человека Таухида.
На этом сходятся все исламские ученые, все шейхи тасавуфа. Не исключение, конечно, и Шейх аль Акбар. Попытка же приписать ему обратное на основании каких-то непонятых невеждами его слов, есть не более, чем постыдное словоблудие. Держаться от него подальше - обязанность каждого мюрида и просто мусульманина.
<< Главная страница