среда, 2 апреля 2008 г.

"Суфийский клуб" и Шейх аль Акбар

Как было написано ранее, шейх Мухаммад ибн Хаббиб, учитель нашего Шейха, да будет Аллах доволен ими обоими, не передал после себя иджазы, а тарикатскую иджазу наш Шейх получил от шейха Файтури, рахимаху-Ллах, вызвавшего его для затворничества и получения этого разрешения.

Большинство муридов шейха Мухаммада ибн Хаббиба, рахимаху-Ллах, стали муридами нашего Шейха, который в своем тарикате опирается во многом именно на его наследие. Таких муридов немало в самом Магрибе, более того, недавно Шейх дал Иззн быть шейхом нашего Тариката во всем Магрибе шейху Абдулькабиру, да хранит его Аллах.

Однако, увы, в результате описанных событий не обошлось и без фитны. Многие из магрибинских муридов шейха Мухаммада ибн Хаббиба не приняли нашего Шейха и остались без шейха вообще. Здесь сыграл свою роль и примитивный трайбалистский, и тарикатский национализм. Во-первых, не захотели принять шейха-европейца. Во-вторых, осудили нашего Шейха за принятие им иджазы другого тариката.

У каждой фитны есть свои оправдания, а что в сухом остатке? В сухом остатке эти люди, считающие себя последователями шейха Мухаммада ибн Хаббиба, остались без живого шейха, о необходимости иметь которого он всегда говорил.

История этой фитны не заслуживала бы предания огласке, если бы не таящаяся в ней мудрость.

Люди, которые под теми или иными предлогами не захотели принять нового шейха, после смерти старого, провозгласив себя хранителями наследия шейха Мухаммада ибн Хаббиба, при этом лишились тариката вообще, не имеют живого шейха - основы тариката. Теперь эти люди представляют собой не людей живого тасавуфа, а, по меткому выражению хаджа Асадулы, Суфийский Клуб.

Шейху же Абдулькадыру ас-Суфи, хафизу-Ллах, принявшему иджазу другого тариката, именно благодаря этому удалось сохранить для живого тасавуфа наследие своего учителя - шейха Мухаммада ибн Хаббиба, рахимаху-Ллах.

Я начинал писать эту рефлексию, отталкиваясь от разнотолков о судьбе наследия шейха Ибн Араби, рахимаху-Ллах. Глядя на этот вопрос через призму рассказанной истории, надо понять, что идеи, книги, теории - все это имеет мало отношения к ма'арифату, к тасавуфу.

Люди тариката издевательски называют 'Суфийским клубом' бывших учеников шейха Мухаммада ибн Хаббиба, оставшихся из-за своего нафса без живого шейха. То что они делают не имеет никакого отношения к шейху Мухаммаду ибн Хаббибу, ибо он был не теоретиком, философом или эзотериком, а суфием - шейхом, имевшим своего шейха и получившим от него иззн. У этих же людей нет Иззна, нет наставничества, нет благодати, а лишь мертвые книги.

Хотя многие из них видели шейха Мухаммада ибн Хаббиба лично, но все равно теперь это не тарикат и не истинный суфизм, а 'Суфийский клуб'. Но что тогда можно сказать о т.н. последователях шейха Ибн Араби, которые не только не видели его, но получили 'знание' об его учении не от живых шейхов, а из книг? Это книжники от тасавуфа, но не подлинного, а 'суфийского клуба'.

'Суфийский клуб' и Суфизм - это две противоположные вещи, которые основаны на разных принципах. В 'Суфийском клубе' ты следуешь за идеей, а это очень легко, потому что, следуя за 'идеей', ты следуешь всего лишь за своим представлением о ней, по сути своим нафсом. Живой шейх - совсем другое дело. Он может сказать тебе, сделай это или то-то, что может быть тебе совсем неудобно или неприятно.

Например, хаджа Абдульхакка Бьели, алима, одного из лучших переводчиков Корана на английский наш Шейх отправлял на три года в Нигерию, в пустынную местность, чтобы вести дау'ат среди самых упертых языческих племен. За эти три года, проведенных в тяжелейших условиях, никто, никто из мушриков не принял Ислам, зато ему, английскому аристократу пришлось столкнуться там с огромными озлоблением и сложностями. Но это был Вирд его Шейха и он с честью исполнил его, ибо именно в этом заключается путь тарики, в этом сущность фукара. Точно также десятки муридов Шейха, обеспеченные люди со всего мира, бросали свои дома, закрывали свои бизнесы, чтобы переселиться вместе с Шейхом и жить в одном джамаате с ним. А еще большее их число сочло бы это за честь, т.к. Шейх поручил им работать для Ислама у себя дома и они могут лишь мечтать о том, чтобы им приказали бросить это и переселиться к нему.

Это служение, это верность, это послушание. И это суфизм. Ибо мудрость не постигается через книги, через размышления. Мудрость является. Мудрость раскрывается. Открываются сердца, люди прозревают. Это Суфизм. Иное - всего лишь 'Суфийский клуб' - то, что сегодня называют умным словом 'эзотеризм'.

Каждый из нас выбирает сам...