пятница, 14 марта 2008 г.

Таухид и Адалят

"Таухид и Адалят" - то, что начерчено на знамени мутазилитов прошлого и настоящего. И то, что является одной из стержневых идей имамитов-рафидитов.

Но откуда берется это "и"? Оно берется из представлений мутазилитов о том, что есть объективно существующая "Справедливость", которой (астагфиру-Ллах) якобы подвластен Сам Аллах. Такое представление органично и для шиитов с их манихейским дуализмом, согласно которому Зло (астугфиру-Ллах) не создано Аллахом, а значит, наряду с Ним существует нечто автономное, второй полюс мироздания.

Пречист Аллах от того, что они Ему приписывают!

Для суннитов в этом вопросе нет никаких "и". Мы не говорим "Таухид и Адалят", как и не говорим "Таухид и" что-то еще. Мы говорим "Таухид" без всяких "и", потому что "Адль" есть одно из Имен Всевышнего наряду с другими 98 Именами и Качествами, известными нам.

Итак, "Адалят" не существует как дополнение к Таухиду, но включен в Таухид и является его частью, наряду с другими его частями, обусловленными Сущностью Аллаха, Его Именами и Качествами, и понимаемой только в связи с ними.

Аллах Справедлив, но Он и Милостив, Милосерден, Суров, Благороден, Наделяющий благами, Слышащий, Видящий и далее, и далее. И не существует никакой другой справедливости, кроме производной от Атрибута Самого Аллаха, а стало быть, могущей быть противопоставленной другим Его Качествам, Его приказам и повелениям.

Это значит, что бессмыслено говорить "Шариат и Справедливость", потому, что Шариат и есть Справедливость, устанавливает Справедливость и определяет ее рамки, ибо Шариат это и есть Таухид в действии.

Мы должны это понимать, если хотим, чтоб Справедливость была частью нашего Дина, нашего Таухида, а не превращалась в Тагута, который сделали из нее рафидиты и мутазилиты наших дней.