четверг, 7 февраля 2008 г.

Мифы об Оммеядах

Казем Шмаков

Разоблачение мифов об Оммеядах




1. Омейяды были наследственной династией. Интересно, авторы таких заявлений удосуживались ознакомиться с родословным древом этой т.н. «наследственной династии»? Что Муавия (р.а.) назначил своего сына Язида халифом, с огромное натяжкой еще можно было бы принять (с огромной натяжкой, т.к. чисто юридически действовал принцип Шуры, и 60 сахабов дали присягу новому халифу). Но за все время существования династии в Дамаске прямая передача власти от отца сыну имела место всего в 4 случаях из 13! А, к примеру, передачу власти троюродному брату деда, к тому же в кланово-трайбалистском контексте, «прямой передачей» назвать как-то затруднительно...

Вместе с тем сразу оговорюсь, что даже если бы Омеййяды и были наследственной династией в полном смысле этого слова, с точки зрения шариата в этом нет ничего зазорного.

2. Основателем династии Омейядов был Муавия. Категорически неверно. Основателем династии Омейядов был третий праведный халиф Усман б.Аффан (р.а.). По крайней мере, степень родства Усмана (р.а.) с Муавией б.Абу Суфьяном (р.а.) гораздо ближе, чем между Муавией б.Язидом и Мерваном б.аль-Хакамом (соответственно, IV и V правителями из рода Омейядов, если считать от халифа Усмана (р.а.)).

3. Халиф Усман-де раздавал высокие посты Омейядам направо и налево. Тогда, астгфируЛЛАХ, вся это коррупция восходит еще к Пророку (МЕИР), который раздавал посты Омейядам «направо и налево» не в меньшей степени: Аттаб б.Асьяд б.Аби аль-Ас б.Омейя был назначен наместником Мекки, Абу Суфьян – Неджрана и т.д. Сам Муавия, кстати, получил свой пост наместника Шама также отнюдь не при Усмане (р.а.), а еще при Умаре (р.а.), а до этого там правил Язид б.Абу Суфьян, назначенный Абу Бакром (р.а.). Тоже, астагфируЛЛАХ, взяточничество и непотизм?

Все это доказывае, что Омейяды достигли такого влияния при праведных халифах, да будет Аллах Тааля доволен ими всеми, не благодаря какой-то коррупции, но исключительно за счет тех качеств – усиленных впоследствии исповеданием истинной веры – которые были им имплицитно присущи как подлинным представителям древней арабской аристократии.

4. Омейяды отличались предельно аморальным поведением. Отдельные представители может и отличались, Аллаху Аалям. Такие обвинения, в частности, послужили поводом для смещения Валида II – правда, самими же Омейядами. Вообще, это единственный случай в истории династии, когда правителя свергли насильственными методами. Сравните с регулярным фратрицидом, практиковавшимся в ближневосточных – и не только в ближневосточных – монархиях.

Однако ближе к теме. Что делать с такими известными своим благочестием халифами, как Валид I (построивший Мечеть Омейядов в Дамаске и воздвигший Купол Скалы в Иерусалиме) и Хишам б.Абдаль-Малик, не говоря уже о первом муджаддиде Уммы халифе Умаре б.Абдель-Азизе?

Я тут посчитал, и получилось, что на время правления таких якобы откровенных «аморалов», как Язид I и Валид II в сумме приходится всего 4 года! (При всем при том, что вопрос «аморальности» Язида также не так-то прост; по крайней мере, есть мнение – которое нельзя просто с ходу отвергать – что ему уготован Рай… Аллаху Аалям).

5. Омейяды были страшно непопулярны в народе. О том можно судить по судьбе спасшегося в 750 году принца Абд ар-Рахмана (я бы назвал это «исламской «Энеидой»»), в короткое время после победы Аббасидов ставшего халифом на Западе. Хороша «непопулярность»! Где Омейядов действительно не любили – это на Востоке Халифата, в Ираке, откуда, как известно, всегда шла самая большая фитна. Зато показательна связь Омейядов с Лучезарной Мединой, наместниками которой многие из них до восшествия на престол и являлись (тот же Умар б.Абдаль-Азиз (р.а.)) и которая обязана им сохранением своей Традиции.

6. Омейяды «провалили» всемирную миссию распространения света Ислама во всем мире. Этот последний, наиболее бредовый, миф упоминаю только в связи с тем, что таковой имеет место наличествовать во взглядах одного небезызвестного российского конспиролога-теолога-геополитика. Так вот чисто геополитически: Омейяды ОДНОВРЕМЕННО с успехом вели войну на 5 глобальных фронтах - в Западной Европе (дошли до Пуатье); против Византии (осаждали Константинополь); в Великой Степи (подчинили Хазарский каганат); в Центральной Азии (дошли до границ Китая); на Субконтиненте (начали завоевание Индии). (Я естественно не включаю сюда более мелкие операции против каких-нибудь берберов на границах Халифата или подавления хариджитских и рафидитских бунтов.) Хотя, на «выдающегося» знатока Ислама, считающего почему-то, что «натиск монголов остановили Фатимиды», эти доводы вряд ли произведут должное впечатление…

В качестве своего рода заключения: что такое Омейяды? А Омейяды, по большому счету – это те три (или четыре) первых поколения мусульман, о которых РасулюЛЛАХ, салла ЛЛАХ Тааля алейхи ва салям, сказал, что они – лучшие. Наш Золотой Век то есть – что для меня как иншаЛЛАХ последовательного Правого гораздо приемлемей, чем махдианство с его неизбежно левыми революционно-эсхатологическими чаяниями. На этом вопрос критики Омейядов считаю окончательно закрытым.