четверг, 7 февраля 2008 г.

Точка отсчета

Казем Шмаков


Эссе о точке отсчета


Генону повезло умереть в 1951 году. Глава «Генон – жертва погрома» или «Генон в эпоху Насера» была бы явно лишней в его завершенной биографии.


Начало 50-х - важная веха на координатной оси «свои/чужие» Исламской цивилизации. Сегодня только последний идиот может считать образцовым мусульманским шейхом некоего г-на N., пропагандирующего синтез Каббалы и Вед. В эпоху Генона на это смотрели совсем по-другому.


Дело не в одном лишь Геноне, если даже Ага-хана десятилетиями признавали выразителем интересов индийских мусульман сами индийские мусульмане.


Того же порядка – и разговоры о «мусульманстве» шиитов, джафаритском мазхабе в частности и межмазхабном диалоге в целом, получившие распространение в первой половине 20-го столетия.


В нормальные времена шиитов за мусульман, также как и сегодня, умные люди не считали. В чем же дело?


Идея об общих корнях суннизма и шиизма – западная идея. Младоосманским реформаторам ее привили в европейских университетах. Сам же Запад более или менее определенное видение происходящих в Исламском мире процессов составил в эпоху Крестовых походов.


Крестовые походы – эпоха биполярности в отношениях между фатимидским Каиром и аббасидским Багдадом. Тогда и только тогда шииты могли восприниматься – и вопринимались – в качестве полноценного игрока на ближневосточной арене. Восприятие исламских реалий через призму западных подходов дает на выходе картину мира, соответствующую реалиям эпохи Фатимидской сверхдержавы.


Сегодняшний исламизм, таким образом, неизбежно исходит в своих предпосылках из примата шиитской доктрины.


Мусульманам нужно взглянуть на свой мир новыми глазами – глазами Саладина.


Первым, кто поступил таким образом, стал Саддам Хусейн ат-Тикрити.


Да будет Всевышний Аллах доволен ими обоими!