среда, 6 февраля 2008 г.

Последний халиф - мюрид Шазилийского тариката

автор Амир Хамдани

Немногие знают, что султан Абдульхамид II был мюридом шазилийского шейха. Возможно единственный из череды блестящих представителей Османского Дома, следовавших другим тарикатам. Предлагаем вашему вниманию его биографию.

название или описание

Султан Абдулхамид II родился в Стамбуле 21-ого сентября 1842 года. Его отцом был Султан Абдул Медджид, а матерью - Муджан Кадин Эфенди. Она была черкешенка. Когда Абдульхамид был ребёнком его мама умерла и он воспитывался мачехой. В юности получил блестящее образование.

Он унаследовал державу, которая уже клонилась к закату, но его политическим и административным гением, империя прожила гораздо дольше, чем могла бы. Он управлял Халифатом в течение 33 лет.

При нём был положен конец расточительству и иностранным заимствованиям 1871–1878 годов, восстановлена финансовая стабильность. Для выплаты иностранных долгов было создано Управление Османского государственного долга. После стабилизации экономики страны были открыты двери для частного иностранного капитала. Абдул-Хамид искусно направил политические амбиции европейских держав в отношении Османской империи в русло экономического соперничества за концессии.

Абдулхамид был очень религиозным человеком, добрым и щедрым. Он жил как простой человек, хотя его всегда представляли любителем роскоши, говорили, что у него было 200 поваров, хотя это конечно не правда. Например во время греческой компании, он тратил свои личные деньги на различные нужды армии, когда ему сообщали, что в бюджете денег уже нет.

Не было и никакой антиарабской политики, это такой же миф как и пресловутые 200 поваров. Достаточно упомянуть о том, что в 1898г. из 8228 выпускников военных училищ 2273 были арабами. Кроме того, арабами были руководитель османских спецслужб Нагиб-паша и Второй секретарь государства Иззат-паша. Так же достоверно известно, что в конце своего правления Султан намечал планы по введению арабского языка в качестве второго государственного.

Кстати многие арабские подданые остались верны Османской империи, даже в самые тяжёлые годы. Так, до самого 1918г. сохранял лояльность Османскому халифату Фаузи аль-Кауки – будущий герой палестинского сопротивления британскому мандату и главнокомандующий ливанской армией в первую арабо-израильскую войну. В Йемене после получения независимости свои посты сохранило более 200 османских чиновников. Горячими патриотами Османской державы оставались Аззам-паша – позже первый генеральный секретарь Лиги арабских государств, Шакиб Аслан – один из наиболее известных арабских писателей 1-й половины 20-го века и др. Даже инспирированное Лоуренсом знаменитое восстание арабов в Хиджазе формально было направлено лишь против «плохого» Комитета Иттехад ве-Теракки, узурпировавшего власть «хорошего» Султана.)

При Султане был создан Верховный Комиссариат по делам мусульманских беженцев. В отличие от схожей по названию структуры при нынешней ООН, Комитет реально принес много пользы – предоставил убежище, жилье и средства для достойного существования более чем 1 млн. мусульманских беженцев с Кавказа и Балканского полуострова (с 1821 по 1922 имел место РЕАЛЬНЫЙ Холокост европейских мусульман, когда более 5 млн. жителей Балкан и Северного Кавказа погибло, и еще столько же стали беженцами).

Как известно, Султаны как и Пророки имели каждый, свою определённую профессию, например Мехмед Фатих был садовником, Селим 3 писал стихи, а Сулейман Кануни был -ювелиром. Не нарушил эту традицию и Абдульхамид 2, он был великолепным плотником, и имел обыкновение изготавливать изумительную мебель, а вырученные от её продажи деньги он раздавал нуждающимся.

инструменты для резьбы по дереву и зеркало, сделанное Абдул-Хамидом II

название или описание

Султан Абдул Хамид II известен как основатель множества университетов, академий искусств, и финансовых колледжей. Кроме того, он открыл много начальных и средних школ в том числе большое колличество школ для детей инвалидов. Количество школ в его правление возросло с 200 до 4000, не считая открытия 10 тыс. начальных религиозных заведений, а количество педагогических колледжей выросло с 4 до 32!

Он так же известен тем, что отказал банковскому союзу Ротшильда в его предложении погасить османский долг в обмен на восточную часть Палестины. Султан сказал, что Палестина – это земля Ислама и он не обладает правом распоряжаться ею.

В самом начале упоминалось, что Абдульхамид единственный из всех османских правителей был в тарикате Шазалия. Он написал несколько очень красивых и трогательных писем своему наставнику, одно я хочу здесь разместить, написано уже после его свержения:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение пророку Мухаммаду, посланнику Господа миров.
Обращаюсь к уважаемому шейху шазилийского тариката, целителю душ и воспламенителю сердец, выдающемуся человеку своего времени Махмуду Эфенди Абу Шамату.

После приветствия хочу сообщить, что я получил Ваше послание от 22 мая сего года и благодарю Аллаха за то, что Вы в добром здравии.
Мой господин, с Божьей помощью я дни и ночи посвящаю чтению вирдов и прошу Вас, не переставая, поминать меня в Ваших молитвах.

Позвольте разделить с Вами, как и со всеми обладателями трезвых умов, свое беспокойство по поводу очень важного вопроса:
Я оставил пост руководителя Халифата лишь по причине препятствий и угроз со стороны тех, кто называет себя «младотурками». «Комитет единения и прогресса» (одним из руководителей которого был Ататюрк) как одержимые настаивают на том, чтобы я дал согласие на образование национального еврейского государства на священной земле Палестины. Но, несмотря на их напористость, я решительно отказал им. В конечном итоге они предложили мне 150 млн. английских фунтов стерлингов золотом, но я вновь отказал, написав им следующее.

«Если вы предложите мне все золото мира в придачу к вашим 150 млн., я не соглашусь отдать вам эту землю. Я служил исламской религии и народу Мухаммада более тридцати лет, и не очерню белый лист мусульманской истории, истории моих отцов и дедов – османских султанов и халифов».
После решительного отказа они приняли решение отстранить меня от власти, после чего сообщили мне, что вышлют меня в Салоники, с чем мне пришлось смириться. Возношу хвалу моему Благодетелю, что Он не позволил мне покрыть позором Османское государство и исламский мир.

Этим хочу ограничиться. Еще раз возношу хвалу Всевышнему и заканчиваю свое письмо.
Целую Ваши благородные руки в надежде на то, что Вы не отвергнете мое почтение к вам. Привет всем братьям и друзьям, о, высокочтимый учитель.
Прошу прощения за излишне длинное письмо, но мне хотелось, чтобы Вы были в курсе дела.
Мир Вам, милость и благословение Аллаха.
Служитель верующих, Абдуль-Хамид ибн Абдуль-Маджид.
29 рамадана 1329 г.
22 сентября 1911 г.


Последний халиф был смещён в результате революции, младотурками, т.е. членами либеральной партии "Единение и Прогресс"(«Иттихад ве Теракки»). И умер в ссылке, 10 февраля 1918 года, возможно он был отравлен.

Довольно интересна судьба его потомков. Зять Султана, Ахмед Нами, руководил Сирией в 1926 – 1928гг. Сын Султана, Мехмет Абид, в 20-е гг. был послом Албании в Париже. Внук, Абдель-Керим, в 30-е гг. рассматривался японцами как претендент на трон Бухары (интересно, что в 1942 г. глава Дома Османов направил японскому императору поздравительную телеграмму по случаю «восстановления суверенных прав моих (Абдель-Маджида) учеников, султанов Джохора и Малакки».


могила султана Абдульхамида







Да помилует его Аллах!