Pax Islamica и Запад: Джихад до Судного Дня или мирный договор?
Искандер Яфиси
Pax Islamica и Запад: Джихад до Судного Дня или мирный договор?
Чудный мавританский культурный мир Испании, в сущности более нам родственный, более говорящий нашим чувствам и вкусу, чем Рим и Греция, был растоптан (- я не говорю, какими ногами). Почему? потому что он обязан своим происхождением благородным мужественным инстинктам, потому что он утверждал жизнь также и в её редких мавританских утончённостях... Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им приличнее было бы лежать во прахе, - культуру, сравнительно с которой даже наш девятнадцатый век является очень бедным, очень "запоздавшим". - Конечно, они хотели добычи: Восток был богат...
Фридрих Ницше.
Обывательское западное сознание прочно увязывает Ислам с востоком, ассоциируя с последним толпы нищих, базарную пестроту, текущие по улицам помои, раболепие, дикость и ханжество. Конечно этим штампам можно и нужно противопоставлять примеры величайших исламских цивилизаций Аравии, Магриба, Индии, Средней Азии. Неисчислимые сокровищницы культуры, без которых невозможно себе представить современную цивилизацию. Можно и нужно вспомнить, что европейцы читали Аристотеля в переводах с арабского, ибо все европейские списки были уничтожены в первые века христианства. В России стоит помянуть "Подражание Корану" Пушкина. В принципе весь золотой и серебряный век русской литературы был очарован востоком… исламским востоком.
Однако мы пойдем против фактов, если будим начисто отрицать весьма нелицеприятные картины жизни многих современных "исламских" государств, давшие почву для упомянутых штампов. Действительно, все прекрасное, как правило, связано с историей Ислама, а большинство негатива - это как раз современное состояние многих исламских народов.
Добавляет масла в огонь и проблемы мигрантов из стран Азии и Африки. К слову, миграция - это проблема, стоящая особняком. Ее нельзя ставить в один ряд с грязью на улицах некоторых восточных городов. Если европеец на востоке чувствует себя "белым человеком", а окружающий его мир вызывает чувство брезгливости, то в Европе ситуация меняется. Мигранты из стран Азии и северной Африки не интегрируются в европейскую среду подобно русским мигрантам начала XX века, но наоборот, образуют монолитные диаспоры, развиваются. Мигранты вызывают чувство страха, которое усиленно камуфлируют демагогией об общеевропейском доме. С этой точки зрения Ислам воспринимается уже не как ветхая, спящая религия, а как молодая агрессивная сила, стремящаяся к доминированию. Современный Ислам часто сравнивают с христианством образца XV века, полагая, что с течением времени он "эволюционирует" до состояния современного Европейского Христианства, которое не было даже упомянуто в проекте Европейской конституции. Однако оставим футурологию до лучших времен. Современная Европейская и в меньшей степени Американская актуальная политика доминирована страхом перед непонятным, агрессивным религиозным течением, порождающим миллионы фундаменталистов по всему миру.
Итак, сегодняшний Ислам - это уже не просто религия "больного человека Европы" - затухающей Османской Империи. Османской Империи уже давно нет, ей на смену пришла бурно развивающаяся Турция с мощной экономикой и сильнейшей в регионе армией с миллионными турецкими диаспорами в Европе. Причем, эта самая Турция, рожденная как светское государство, постепенно начинает тяготеть к своим имперским корням, к Халифату. Европа не знает, что ей делать с Турцией: принять Турцию в ЕС нельзя. Ислам дает туркам существенные конкурентные преимущества, а визовый режим - это единственное, что сдерживает мирную турецкую реконкисту. Окончательно отказать Турции тоже нельзя. Это развернет страну в поисках стратегических партнеров на восток и в сторону США. При этом турецкие и арабские диаспоры в Европе никуда не денутся. Не исчезнут и Албания, Босния и Республика Северного Кипра.
Сам по себе разворот Турции на восток, в сторону набирающей экономическую мощь исламской Малайзии, дешевых кредитных ресурсов исламских стран Персидского залива, ядерного Пакистана, крепнущей России, а также Индии и Китая, где проживает половина человечества, чего доброго вызовет к жизни давно обсуждаемый проект золотого динара и/или золотого юаня с хорошей порцией арабской вязи, результатом чего в среднесрочной перспективе могут стать уже толпы нищих на улицах европейских городов.
Итак, Исламская Умма постепенно преодолевает затянувшийся кризис, результатом которого и стала пресловутая грязь и дикость. Кризис неразрывно связан с ликвидацией Халифата и уничтожением традиционных социальных структур и связей. В результате значительная часть человечества была на столетие выключена из вектора мировой истории. Естественно, такое положение не могло сохраняться вечно; ситуация совершенно оправдано вызвала к жизни различные формы протеста от национально освободительных до джихадистских движений. Причем все эти бесчисленные направления, группы и движения причудливо переплетаются между собой, перетекают одно в другое, оставляя у внешнего наблюдателя ощущение полнейшего хаоса. Хаоса, периодически материализующегося в печально известных "поясах шахида". Кризис вызывал у европейцев чувство брезгливости и культурного превосходства, преодоление кризиса вызывает страх и желание подавить его источник.
Очевидно, что негативное отношение Европы и США к возрождению Исламской Уммы не остановит сам процесс преодоления кризиса. Однако есть ли у сторон другой выход, кроме пресловутой войны Севера с Югом?
Обратим внимание на то, что как только в странах с мусульманским населением Ислам перестает быть объектом государственных репрессий, либо, пуще того, государство делает хотя бы намеки на свою ориентацию в сторону Корана и Сунны, незамедлительно следует стабилизация, социальное развитие и экономический рост. Примеров тому масса. Проводя эту логику до конца, можно сказать, что в конечном счете, с восстановлением Исламского Халифата как субъекта международных отношений хаос закончится, а "пояса шахида" и неконтролируемые диаспоры уйдут в прошлое.
Конечно, на наш взгляд, в ближайшие десятилетия речь не идет о строительстве в Турции, Малайзии или где-то еще Исламского государства, не говоря уже об интеграции многочисленных национальных государств в рамках Халифата. Это задача будущего. Попытки некоторых одиозных организаций, типа Хизб-ут-Тахрир основать Халифат на захваченном боевиками клочке земли, где-нибудь в Средней Азии, естественно являются профанацией по нескольким причинам. Во-первых, Халифат может быть только Исламским, т.е. основанном на ортодоксальном Исламском вероубеждении и, шире, шариатской правовой системе, которые должны восприниматься населением в качестве "своего". Во-вторых, правительство такого сложного наднационального образования как Халифат, также должно восприниматься в качестве "своего" как входящими в такой Халифат государствами, так и населяющими эти государства народами, т.е. в полном соответствии с опытом интеграции Соединенных Шатов и Европы. Пытаться требовать подчинения у двух миллиардов мусульман, захватив кусок территории, который 99% из этих двух миллиардов не сможет найти на карте - это я называю профанацией, которой не стоит уделять серьезного внимания.
Возвращаясь к Турции, скажем, что сейчас перед страной стоит задача разблокировать препятствия для настоящей реисламизации турецкого общества. И единственным путем для ее решения является курс на дальнейшую демократизацию страны и интеграцию с Европой (это, кстати, не снимает стратегическую задачу интеграции с государствами, где исторически проживают мусульмане). Ибо мусульмане заинтересованы в максимальной зависимости военного и судебного истеблишмента страны от европейских норм и институтов.
Что касается неоосманского проекта, очевидно, он будет заключаться в том, чтобы сделать Турцию альтернативным центром и полюсом единой Европы. В другой части планеты стратегическую роль играет уже упоминавшаяся Малайзия - лидер исламской части Азиатско-Тихоокеанского региона, в который плавно перемещается центр мировой экономики и в некоторой степени Китай 12% населения которого исповедует Ислам.
Такое развитие не оставляет места для муравейника бесчисленных группировок. Если оно и вызывает опасения у европейцев, то это уже опасения здоровой конкуренции, а не взрывов. Учитывая технологическую ориентацию этой оси, важнейшей частью Новой Исламской Реконструкции должны стать европейские мусульманские сообщества. Лишь они смогут разблокировать ментальные штампы в умах европейцев и американцев, перестроить восприятие Ислама и его носителей. Но лишь при одном условии - ориентации европейских мусульман на стабильно развивающиеся экономически Турцию, Малайзию, исламские слои Китая. На исламские правовые школы, имеющие тысячелетнюю историю, а не на насаждаемый недальновидными европейскими политиками "евроислам" или его оборотную сторону - хаотические джихадистские течения.
Последний тезис нуждается в некотором разъяснении. Евроислам есть попытка сделать из Ислама аналог современного европейского Христианства, т.е. разделить духовную и светскую сферу жизни людей, таким образом, чтобы духовный мир никак не затрагивал светский. Исключение может быть сделано для глобальных нравственных ценностей, которые, однако, объявляются не специфически христианскими (вариант - исламскими), а общечеловеческими. В случае с Христианством эволюция средневековой доктрины двух мечей (духовного и светского) в течении многих столетий пришла к еврохристианству, в котором "духовный меч" сломан и выброшен за ненадобностью. И это при том, что сама идея разделение на светское и сакральное присутствовала в Христианстве с его первых веков. В Исламе нет даже подобной концепции. Иными словами нет ни малейшего вектора для эволюции в сторону "евроислама".
Наше убеждение о том, что джихадизм и, шире, ваххабизм, являются оборотной стороной "евроислама" основано на общих отправных точках. И то и другое стартует с фактического отказа от признания сложившихся веками авторитетных правовых школ. Современные ваххабиты считают себя в праве пересматривать те или иные догматы, по поводу которых уже были вынесены согласованные решения ученых. Только одни пересматривают в либеральном направлении, а другие в псевдо-традиционном. По сути же и то и другое является нью эйджем. Разница только в том, что евроислам обречен на забвение, а современные ваххабиты постепенно либо образуют свой пятый масхаб, либо вернуться в рамки ханбалитской правовой школы. Последнее более вероятно.
Изменение восприятия Ислама на Западе есть единственная альтернатива глобальной войне. Действительно, страх и чувство культурного превосходства вызваны недостатком информации. Великие умы Запада восторгались Исламом, не являясь его носителями и не испытывая страха перед ним. Но тот тернистый путь, который самостоятельно способны проделать единицы должен превратиться если не в хайвей, то хотя бы в мощеную дорогу для масс. Это решаемо при двух условиях:
Во-первых, все более возрастающую роль на континенте должны играть этические европейские мусульмане.
Во-вторых, иммигранты могут стать конструктивным, а не деструктивным элементом этой системы лишь при условии того, что их структурированные диаспоры будут ориентированы на традиционные центры своих стран. Для турок - это ханафинские центры и традиционные суфийске тарикаты Турции. Для арабов, например, французских - это традиционные маликитские школы Магриба.
Поставленные задачи успешно решаются в Европе, Китае, а также в обеих Америках национальные организации коренного населения, принявшего Ислам за несколько лет добились огромных успехов в реализации поставленных задач: они строят мечети, владеют типографиями, представлены во власти хотя бы на уровне местных администраций, организуют обучение, направляют верующих в хадж и т.д.
Так, например, в Китае с 1953 года успешно действует Islamic Association of China (Китайская Исламская Ассоциация), представляющая интересы мусульман Поднебесной. В России некоторым аналогом выступает Национальная Организация Русских Мусульман. Подобные же ассоциации есть в США, Европейских странах, Японии…
Так, многие европейские мусульмане входят в European Muslim Union (Европейский Союз Мусульман) - организацию с коллективным членством, объединяющую исламские общины в Европе от Албании и Боснии до Швеции и Норвегии и активно участвующую в диалоге с мировыми исламскими центрами. Так, в январе этого года EMU организовала визит творца малазийского экономического чуда, экс-премьер министра Малайзии, доктора Мохаммеда Махатхира в Турцию.
Немного отвлекаясь, скажем, что Россию на этой конференции представляла НОРМ. НОРМ можно хвалить или ругать, но факт остается фактом - мы пока являемся единственной организованной силой в России, представляющей интересы русских мусульман и способной наладить диалог как с признанными исламскими центрами как в России, так и за рубежом. В результате такого плодотворного диалога в январе этого года НОРМ была принята в EMU.
Возвращаясь к целям таких организаций остается добавить, что развитие инфраструктуры и обучение - это не главный результат их деятельности для общества в целом. Главное в том, что мусульмане начинают воспринимаються коренным населением в качестве "своих", пусть странных, пусть чудаков, но "своих". И через таких верующих Ислам начинает восприниматься как "своя" система, пусть и не разделяемая коренным населением в массе. А это единственная пока стратегическая альтернатива глобальному противостоянию и войне.
Однако мы пойдем против фактов, если будим начисто отрицать весьма нелицеприятные картины жизни многих современных "исламских" государств, давшие почву для упомянутых штампов. Действительно, все прекрасное, как правило, связано с историей Ислама, а большинство негатива - это как раз современное состояние многих исламских народов.
Добавляет масла в огонь и проблемы мигрантов из стран Азии и Африки. К слову, миграция - это проблема, стоящая особняком. Ее нельзя ставить в один ряд с грязью на улицах некоторых восточных городов. Если европеец на востоке чувствует себя "белым человеком", а окружающий его мир вызывает чувство брезгливости, то в Европе ситуация меняется. Мигранты из стран Азии и северной Африки не интегрируются в европейскую среду подобно русским мигрантам начала XX века, но наоборот, образуют монолитные диаспоры, развиваются. Мигранты вызывают чувство страха, которое усиленно камуфлируют демагогией об общеевропейском доме. С этой точки зрения Ислам воспринимается уже не как ветхая, спящая религия, а как молодая агрессивная сила, стремящаяся к доминированию. Современный Ислам часто сравнивают с христианством образца XV века, полагая, что с течением времени он "эволюционирует" до состояния современного Европейского Христианства, которое не было даже упомянуто в проекте Европейской конституции. Однако оставим футурологию до лучших времен. Современная Европейская и в меньшей степени Американская актуальная политика доминирована страхом перед непонятным, агрессивным религиозным течением, порождающим миллионы фундаменталистов по всему миру.
Итак, сегодняшний Ислам - это уже не просто религия "больного человека Европы" - затухающей Османской Империи. Османской Империи уже давно нет, ей на смену пришла бурно развивающаяся Турция с мощной экономикой и сильнейшей в регионе армией с миллионными турецкими диаспорами в Европе. Причем, эта самая Турция, рожденная как светское государство, постепенно начинает тяготеть к своим имперским корням, к Халифату. Европа не знает, что ей делать с Турцией: принять Турцию в ЕС нельзя. Ислам дает туркам существенные конкурентные преимущества, а визовый режим - это единственное, что сдерживает мирную турецкую реконкисту. Окончательно отказать Турции тоже нельзя. Это развернет страну в поисках стратегических партнеров на восток и в сторону США. При этом турецкие и арабские диаспоры в Европе никуда не денутся. Не исчезнут и Албания, Босния и Республика Северного Кипра.
Сам по себе разворот Турции на восток, в сторону набирающей экономическую мощь исламской Малайзии, дешевых кредитных ресурсов исламских стран Персидского залива, ядерного Пакистана, крепнущей России, а также Индии и Китая, где проживает половина человечества, чего доброго вызовет к жизни давно обсуждаемый проект золотого динара и/или золотого юаня с хорошей порцией арабской вязи, результатом чего в среднесрочной перспективе могут стать уже толпы нищих на улицах европейских городов.
Итак, Исламская Умма постепенно преодолевает затянувшийся кризис, результатом которого и стала пресловутая грязь и дикость. Кризис неразрывно связан с ликвидацией Халифата и уничтожением традиционных социальных структур и связей. В результате значительная часть человечества была на столетие выключена из вектора мировой истории. Естественно, такое положение не могло сохраняться вечно; ситуация совершенно оправдано вызвала к жизни различные формы протеста от национально освободительных до джихадистских движений. Причем все эти бесчисленные направления, группы и движения причудливо переплетаются между собой, перетекают одно в другое, оставляя у внешнего наблюдателя ощущение полнейшего хаоса. Хаоса, периодически материализующегося в печально известных "поясах шахида". Кризис вызывал у европейцев чувство брезгливости и культурного превосходства, преодоление кризиса вызывает страх и желание подавить его источник.
Очевидно, что негативное отношение Европы и США к возрождению Исламской Уммы не остановит сам процесс преодоления кризиса. Однако есть ли у сторон другой выход, кроме пресловутой войны Севера с Югом?
Обратим внимание на то, что как только в странах с мусульманским населением Ислам перестает быть объектом государственных репрессий, либо, пуще того, государство делает хотя бы намеки на свою ориентацию в сторону Корана и Сунны, незамедлительно следует стабилизация, социальное развитие и экономический рост. Примеров тому масса. Проводя эту логику до конца, можно сказать, что в конечном счете, с восстановлением Исламского Халифата как субъекта международных отношений хаос закончится, а "пояса шахида" и неконтролируемые диаспоры уйдут в прошлое.
Конечно, на наш взгляд, в ближайшие десятилетия речь не идет о строительстве в Турции, Малайзии или где-то еще Исламского государства, не говоря уже об интеграции многочисленных национальных государств в рамках Халифата. Это задача будущего. Попытки некоторых одиозных организаций, типа Хизб-ут-Тахрир основать Халифат на захваченном боевиками клочке земли, где-нибудь в Средней Азии, естественно являются профанацией по нескольким причинам. Во-первых, Халифат может быть только Исламским, т.е. основанном на ортодоксальном Исламском вероубеждении и, шире, шариатской правовой системе, которые должны восприниматься населением в качестве "своего". Во-вторых, правительство такого сложного наднационального образования как Халифат, также должно восприниматься в качестве "своего" как входящими в такой Халифат государствами, так и населяющими эти государства народами, т.е. в полном соответствии с опытом интеграции Соединенных Шатов и Европы. Пытаться требовать подчинения у двух миллиардов мусульман, захватив кусок территории, который 99% из этих двух миллиардов не сможет найти на карте - это я называю профанацией, которой не стоит уделять серьезного внимания.
Возвращаясь к Турции, скажем, что сейчас перед страной стоит задача разблокировать препятствия для настоящей реисламизации турецкого общества. И единственным путем для ее решения является курс на дальнейшую демократизацию страны и интеграцию с Европой (это, кстати, не снимает стратегическую задачу интеграции с государствами, где исторически проживают мусульмане). Ибо мусульмане заинтересованы в максимальной зависимости военного и судебного истеблишмента страны от европейских норм и институтов.
Что касается неоосманского проекта, очевидно, он будет заключаться в том, чтобы сделать Турцию альтернативным центром и полюсом единой Европы. В другой части планеты стратегическую роль играет уже упоминавшаяся Малайзия - лидер исламской части Азиатско-Тихоокеанского региона, в который плавно перемещается центр мировой экономики и в некоторой степени Китай 12% населения которого исповедует Ислам.
Такое развитие не оставляет места для муравейника бесчисленных группировок. Если оно и вызывает опасения у европейцев, то это уже опасения здоровой конкуренции, а не взрывов. Учитывая технологическую ориентацию этой оси, важнейшей частью Новой Исламской Реконструкции должны стать европейские мусульманские сообщества. Лишь они смогут разблокировать ментальные штампы в умах европейцев и американцев, перестроить восприятие Ислама и его носителей. Но лишь при одном условии - ориентации европейских мусульман на стабильно развивающиеся экономически Турцию, Малайзию, исламские слои Китая. На исламские правовые школы, имеющие тысячелетнюю историю, а не на насаждаемый недальновидными европейскими политиками "евроислам" или его оборотную сторону - хаотические джихадистские течения.
Последний тезис нуждается в некотором разъяснении. Евроислам есть попытка сделать из Ислама аналог современного европейского Христианства, т.е. разделить духовную и светскую сферу жизни людей, таким образом, чтобы духовный мир никак не затрагивал светский. Исключение может быть сделано для глобальных нравственных ценностей, которые, однако, объявляются не специфически христианскими (вариант - исламскими), а общечеловеческими. В случае с Христианством эволюция средневековой доктрины двух мечей (духовного и светского) в течении многих столетий пришла к еврохристианству, в котором "духовный меч" сломан и выброшен за ненадобностью. И это при том, что сама идея разделение на светское и сакральное присутствовала в Христианстве с его первых веков. В Исламе нет даже подобной концепции. Иными словами нет ни малейшего вектора для эволюции в сторону "евроислама".
Наше убеждение о том, что джихадизм и, шире, ваххабизм, являются оборотной стороной "евроислама" основано на общих отправных точках. И то и другое стартует с фактического отказа от признания сложившихся веками авторитетных правовых школ. Современные ваххабиты считают себя в праве пересматривать те или иные догматы, по поводу которых уже были вынесены согласованные решения ученых. Только одни пересматривают в либеральном направлении, а другие в псевдо-традиционном. По сути же и то и другое является нью эйджем. Разница только в том, что евроислам обречен на забвение, а современные ваххабиты постепенно либо образуют свой пятый масхаб, либо вернуться в рамки ханбалитской правовой школы. Последнее более вероятно.
Изменение восприятия Ислама на Западе есть единственная альтернатива глобальной войне. Действительно, страх и чувство культурного превосходства вызваны недостатком информации. Великие умы Запада восторгались Исламом, не являясь его носителями и не испытывая страха перед ним. Но тот тернистый путь, который самостоятельно способны проделать единицы должен превратиться если не в хайвей, то хотя бы в мощеную дорогу для масс. Это решаемо при двух условиях:
Во-первых, все более возрастающую роль на континенте должны играть этические европейские мусульмане.
Во-вторых, иммигранты могут стать конструктивным, а не деструктивным элементом этой системы лишь при условии того, что их структурированные диаспоры будут ориентированы на традиционные центры своих стран. Для турок - это ханафинские центры и традиционные суфийске тарикаты Турции. Для арабов, например, французских - это традиционные маликитские школы Магриба.
Поставленные задачи успешно решаются в Европе, Китае, а также в обеих Америках национальные организации коренного населения, принявшего Ислам за несколько лет добились огромных успехов в реализации поставленных задач: они строят мечети, владеют типографиями, представлены во власти хотя бы на уровне местных администраций, организуют обучение, направляют верующих в хадж и т.д.
Так, например, в Китае с 1953 года успешно действует Islamic Association of China (Китайская Исламская Ассоциация), представляющая интересы мусульман Поднебесной. В России некоторым аналогом выступает Национальная Организация Русских Мусульман. Подобные же ассоциации есть в США, Европейских странах, Японии…
Так, многие европейские мусульмане входят в European Muslim Union (Европейский Союз Мусульман) - организацию с коллективным членством, объединяющую исламские общины в Европе от Албании и Боснии до Швеции и Норвегии и активно участвующую в диалоге с мировыми исламскими центрами. Так, в январе этого года EMU организовала визит творца малазийского экономического чуда, экс-премьер министра Малайзии, доктора Мохаммеда Махатхира в Турцию.
Немного отвлекаясь, скажем, что Россию на этой конференции представляла НОРМ. НОРМ можно хвалить или ругать, но факт остается фактом - мы пока являемся единственной организованной силой в России, представляющей интересы русских мусульман и способной наладить диалог как с признанными исламскими центрами как в России, так и за рубежом. В результате такого плодотворного диалога в январе этого года НОРМ была принята в EMU.
Возвращаясь к целям таких организаций остается добавить, что развитие инфраструктуры и обучение - это не главный результат их деятельности для общества в целом. Главное в том, что мусульмане начинают воспринимаються коренным населением в качестве "своих", пусть странных, пусть чудаков, но "своих". И через таких верующих Ислам начинает восприниматься как "своя" система, пусть и не разделяемая коренным населением в массе. А это единственная пока стратегическая альтернатива глобальному противостоянию и войне.
<< Главная страница