пятница, 25 января 2008 г.

Наш Тарикат








Сущность суфизма и происхождение тарикатов

Суфизм не является наукой в обычном понимании этого слова. Следовательно, суфийские знания невозможно постичь исключительно с помощью абстрактного мышления, извлекая их из книг или приходя к ним через собственные умозаключения. В значительной степени это относится к любым знаниям в области Дина (Религии), будь то знания в вероубеждении (акыде), юриспруденции (фикхе), Коране, хадисе (пророческих преданиях) и т.п. Сейидина Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал в этой связи:

«Наша религия с самого начала основывается на передаче от одно­го к другому, а не на человеческом умозаключении».

Именно поэтому "наука" в западном понимании и "ильм" (исламское знание) - не одно и то же. В Исламе "книжники", т.е. люди, почерпнувшие свои знания исключительно из книг, не признаются "алимами" (учеными). Алимами в любых областях религиозного знания в Исламе признаются только люди, получившие "иджазу" - подтверждение их знания, полученное от их непосредственного учителя, который имеет такую иджазу от своего учителя и так вплоть до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Во времена первых трех поколений мусульман (салаф ас-салих) в Мединской общине не было особой потребности ни в книгах, ни, тем более, в научных школах. Знания, полученные от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, передовались естественным путем, из уст в уста, из поколения в поколение.

Однако по мере распространения Ислама на новых землях, среди людей, которые не были воспитаны самим Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, стало происходить то, о чем великий исламский ученый Хасан аль-Басри сказал:

"Ислам в книгах, мусульмане в могилах".

Истинных живых знаний стало меньше из-за ухода из жизни лучших мусульман, как то было предсказано в пророческих преданиях (хадисах). Это коснулось всех сфер жизни мусульман и привело к необходимости создания школ сохранения и передачи знаний, в результате чего возникли мазхабы калама (богословия) и фикха (юриспруденции), в которых не было нужды при лучших поколениях мусульман.

Что касается тасаввуфа, то так как его знания носят сердечный характер (ма'арифат), долгое время они передавались от учителей к ученикам без привязки к тем или иным школам. Однако как и в случае с богословием, юриспруденцией и другими науками со временем назрела необходимость в создании целевых каналов передачи этих знаний, которыми стали суфийские тарикаты.

Поэтому, встающему на путь тариката важно понимать, что тарикат не есть нечто, существовавшее всегда. Тарикат - всего лишь необходимое, но средство, как средством (а не целью) является следование мазхабу в фикхе или акыде, от необходимости которого были избавлены первые поколения мусульман.

Сутью тариката являются сердечные знания, передававшиеся со времен учеников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от учителя к ученику и так вплоть до наших дней. Живыми носителями этих знаний являются суфийские шейхи. Что же касается тарикатов, то это всего лишь каналы, по которым шейхи передают свои знания из поколение в поколение.

Тарикаты и шейхи

В отличие от мазхабов в фикхе, которых сохранилось всего четыре, в Исламской умме сегодня существует множество тарикатов. Наиболее известные и распространенные из них: шазилийский, накшбандийский, кадирийский и чиштийский. Однако кроме них существует множество других тарикатов, таких как кубравиййа, сухравардиййа, маулявиййа, байрамиййа, рифаиййа и т.д.

Наш Тарикат объединяет в себе цепи передачи знаний трех тарикатов: Шазилии, Даркавии и Хабиббии.

Шазилийский тарикат является одним из самых старых. Он был основан в 6 веке по Хиджре шейхом Абу аль-Хасаном Али аш-Шазили, да будет им доволен Аллах. Этот тарикат выделяется ярко выраженными особенностями своего Пути постижения сердечных знаний, как, например, столь же самобытный и отличный от него Накшбандийский тарикат.

Основы "мазхаба" Шазилийского тариката, насколько это вообще можно сделать в письменной форме, были обобщены и изложены одним из его шейхов Ибн Аталлахом Искандери в известном произведении "Хикам" (см. в разделе "Библиотека").

Даркавийский тарикат является не менее важной ветвью нашего тариката. Это молодой тарикат, который оформился приблизительно два века назад в Северной Африке. Особенности его методов связаны с особенностями его возникновения, которые связаны с тем, что к тому времени из жизни магрибинского населения начал исчезать Шариат. Поэтому деятельность шейха Даркави заключалась как в борьбе за восстановление Шариата, так и в распространении Хакиката -знаний о его внутренней сущности. Эта же особенность сопровождала деятельность наших шейхов и в последующем.

Как уже было сказано выше, важно понять, что для желающего постичь суфийские знания главную роль играет его наставник - шейх, а не тарикат. Тарикаты - это каналы получения знаний, однако, именно шейхи передают и применяют их.

Тарикат не является закостеневшей школой, так как задачей шейха является живое наставничество и пробуждение мюридов (учеников) для получения истинного знания. Для этого они могут использовать знания и практики, полученные ими из разных тарикатов, определяя, какие из них нужнее в данное время, в данном месте и в конкретном случае. В этом и заключается роль шейхов, так как то, что в одних обстоятельствах может принести пользу, в других - вред и наоборот. Шейхи наделены особым знанием и умением видеть это, принося незаменимую пользу своим ученикам.