четверг, 7 февраля 2008 г.

Двухходовка Эрдогана

Премьер-министр Турецкой Республики, Реджеп Таип Эрдоган

Автор Харун ар-Руси



Неопантюркистские внешнеполитические инициативы, исходящие непосредственно от Эрдогана, неуклонно набирают силу.

Конечно, у исламских сторонников Эрдогана это может вызвать законное недоумение - зачем лидеру, только-только начавшему возрождать исламскую идентичность турецкой нации и политики, понадобилось вытаскивать на Божий свет эту пропахшую нафталином идею, мало того, что нежизнеспособную, так и еще антиисламскую по своему генезису?

При этом надо отметить, что у многих людей, благоволящих к исламской ориентации Эрдогана, не меньшее недоумение вызывает его курс на интеграцию Турции в ЕС. Неужели он хочет, чтобы страна, все еще сохраняющая мусульманский дух на глубинном социальном уровне, оказалась в прокрустовом ложе "европейских ценностей", предполагающих насаждение феминизма, гомосексуализма, толерастии и т.п.?

Если же сложить одно с другим, то и вовсе получится какой-то бред, ибо курсы на интеграцию в Европу и интеграцию тюркоязычных стран, на первый взгляд, носят явно несовместимые между собой характеры.

Однако не будем спешить с выводами и прежде кое о чем попытаемся задуматься.

Почему Эрдоган за всю историю кемалистской Турции стал первым исламским лидером, которому удалось не только придти к власти, но и удержаться у нее и, фактически, закрепиться в ней через повторные выборы? Почему до этого подобное не удалось его учителю Эрбакану, смещенному военными?

Да, потому, что Эрбакан сделал ставку на исламский фактор в чистом, традиционном для Турции виде, что, увы, в условиях абсолютного силового превосходства антиисламских сил обречено на провал. Только в этой связи и можно оценить мудрость политики Эрдогана, которому удалось "отжать" армию не через популистское апеллирование к беспомощному мусульманскому народу Турции, но через давление на нее из ЕС, которое он сумел инициировать своим курсом на вступление Турции в эту организацию.

Вступит ли Турция в ЕС - большой вопрос, как и то, нужно ли это Турции и нужно ли это Европе. Однако то, что сам курс на вступление Турции в ЕС, вызвавший либерализацию внутренней политики и ослабление позиций военной элиты, ее возрастающую зависимость от турецко-европейских связей, что сам этот курс дал 100% позитивные результаты для Исламского Возрождения в Турции - несомненный факт.

Мне уже приходилось писать, что на данном историческом этапе и речи не может быть о возрождении в Турции Шариатского правления, для чего нет ни малейших условий. Пока перед Эрдоганом стоят куда более скромные задачи - разблокировать препятствия для исламского возрождения турецкой нации и ее возвращения к своей мусульманской идентичности. Никакого другого пути к этому в условиях полувоенной-диктатуры кроме либерализации политики нет. Поэтому в ближайшем будущем со стороны разумных исламских сил Турции предстоит борьба за смену воинствующе-секуляристской системы на более либеральную и лояльную, в первую очередь к Исламу и мусульманам.

Однако, безусловно, это только промежуточная задача. Стратегической целью исламских сил Турции, бесспорно, должно стать всеобъемлющее возвращение к Шариату и, как знать, вполне возможно, что и восстановление Халифата.

Стало быть, надо смотреть в будущее. И, на мой взгляд, показателями наличия такого взгляда в будущее у Эрдогана являются два события.

Первое - это его жесткая политика в вопросе о военных операциях на территории Северного Ирака, обеспечившая ему поддержку у патриотически настроенных турок, в том числе, и среди военных. Второе - это как раз "пантюркистская" инициатива, о которой идет речь в приведенной выше ссылке.

Пантюркизм - идеология, абсолютно неестественная в системе координат османизма, но столь же органичная в системе координат турецкого национализма, являющегося основой политической идентичности армии. Каким бы надежным ни казалось положение Эрдогана у власти, не надо обольщаться в том смысле, что судьба его и его политики будет оставаться висеть на волоске, пока турецкое общество будет расколото на два непримиримых лагеря - исламский и националистический.

Турецкий национализм, бесспорно, идеология, исчерпавшая свой исторический потенциал, хотя и, надо это признать, сослужившая определенную пользу турецкой нации в условиях караха ее исламской имперской идентичности. Тем не менее, надо признать, что пока Турция остается национальным государством, пытаться низвергнуть турецкий национализм, господствующий среди армии, смерти подобно. На мой взгляд, Эрдоган это превосходно понимает, поэтому то, что он делает сегодня, я не могу объяснить иначе как его попыткой примирить исламский курс с националистическим, как до этого он попытался примирить его с европейским.

Гениальность же этой политики заключается, на мой взгляд, в том, что ее результатом будет не "исламско-либеральная" или "исламско-туранская" химера, но положение вещей, при котором, исламская политика будет проводиться на деле, тогда как евролиберальная и пантюркистская - по сути только на словах.

Конечно, нет ничего плохого, если между тюркскими странами установятся более прочные связи, учитывая, что почти все они мусульманские по своим корням, а президент Абдуллах Гюль прямо заявил, что Турция является второй родиной не только для всех тюрок, но и для всех мусульман. Однако главное не в этом. Главное на данном этапе в том, чтобы армия приняла как самого Эрдогана, так и его политику постепенной исламизации, которая в этом случае со временем неизбежно затронет и ее саму.

Патриотизм и национализм как политическая платформа консолидации турецкой нации, думаю, будут востребованы по крайней мере еще один раз. Это произойдет после распада Ирана, который, иншаАллах, неминуем в случае или американской агрессии, или замены "иранского Андропова" Ахмадинежада аналогом Горбачева, который рано или поздно последует при "примирении" с Америкой. В этом случае историей туркам будет брошен вызов, не принять который они не смогут - курдский и азербайджанский. Первый означает угрозу отторжения от Турции ее курдских территорий. Второй - поглощение Северного, протурецкого Азербайджана Южным, могущим стать новым шиитским центром после краха Ирана.

Отсидеться в рамках уютного национального государства, созданного Ататюрком, в этом случае никак не получится. Дилемма при таком раскладе будет очень проста - полное крушение Турции или ее возрождение в качестве Империи, включающей в себя как минимум все курдские территории и весь Азербайджан, выход на который лежит только через Армению... Эта Империя неизбежно потребует другой идеологической основы, нежели турецкий национализм, и другой политической, нежели республика. Но это уже, иншаАллах, будет другая история...