четверг, 7 февраля 2008 г.

Исламская политика и исламская эзотерика. Пост-скриптум

Казем Шмаков


Исламская политика и исламская эзотерика-2


Моему перу принадлежит статья «Исламская политика и исламская эзотерика». Смысл ее – в демонстрации двух геополитических «проектов», конкурирующих за доминирование на «сакральном» Северо-Западе: «накшбандийского» и «акбарито-шазилийского». Имплицитный посыл – что, в то время как первый из этих проектов выражает подлинный Ислам во всей его эзотерической и политической мощи, второй (якобы) представляет собой лишь инверсию данных аспектов.


Как «исламскому мыслителю», мне (если кто не заметил иронии, уточню, что эпитет «исламский» лишь с большой натяжкой может быть отнесен к автору «Исламской политики и исламской эзотерики», в то время как категория «мыслитель» - к автору настоящих строк, в силу моей глубокой убежденности в том, что Ислам, аль-хамду ли-ЛЛАХ, не нуждается в «мыслителях» ни моего, ни более крупного/мелкого калибра) принадлежала и принадлежит (можно, пожалуй, и о копирайте позаботиться) заслуга по обнаружению этих двух полюсов Исламского мира, которые, все же, при ближайшем рассмотрении отнюдь не выливаются в абсолютную дихотомию. Почему? Во-первых, потому что ОБА они, безусловно, являются подлинно исламскими. Во-вторых, потому что Ислам ими двумя отнюдь не ограничивается: куда, например, отнести цивилизации Аравии или Нусантары?


Продолжу вспоминать свои двух-трехгодичной давности креативы. Трудно не согласиться, что в Исламе каждый из мазхабов имеет сильное цивилизационное измерение. Грубо говоря, исламский Запад – это «маликитская цивилизация», исламская Евразия – «ханафитская цивилизация».


Исторически можно говорить, по моему профанному, хотя и глубокому, убеждению также и о существовании некогда «шафиитской цивилизации», фрагментами которой сегодня являются на первый взгляд такие разбросанные по карте осколки как Восточная Африка, Дагестан, Малайский архипелаг и т.д. На самом деле, если сюда добавить утерянное звено – Иран – то цивилизационная картина получится куда более стройной: некогда единый колоссальный массив, являющийся эдаким мега-rimland’ом (пардон за мое тяжелое дугинистское детство) по отношению к Индийскому океану. Се шафиизм!


Крайне интересная схема изложена Мурабитунами в “Root Islamic Education”. Ханафизм там действительно соответствует Евразии – Великой Периферии мусульманского мира, периферии не в уничижительном смысле, но относительно арабского «ядра» Уммы. Ханафитская цивилизация – это цивилизация великих исламских империй, Османов и Моголов прежде всего. Но если ханафизм соответсвует «Перефирии» - без уничижительного, повторюсь, оттенка – то «Центру» Исламского мира призван соответствовать мазхаб ахль аль-Мадина – маликитский мазхаб (не Магрибу, как это может показаться на первый взгляд ввиду известной исторической аберрации).


Зачем я вспоминаю все это? Если Аллаху Субханаху ва Тааля будет угодно укрепить славянские этносы России в маликитском мазхабе, а тюркские – в ханафитском, то наша страна окажется в уникальном положении, где соприкасаются Запад и Восток, Центр и Периферия, Джамаат и Империя. Эта перспектива еще более фантастична, чем третьепутистские грезы славянофилов и евразийцев, но именно на землях Исламской Гипербореи такое единственно и возможно.

Не побоюсь завершить свои мысли ссылкой на блестящий текст когда-то блестящего русского интеллектуала (да направит его Господь на прямой путь!). Имеет смысл пройтись по этой ссылке. Мощный анти-шиитский пассаж, на самом деле-то...