вторник, 1 апреля 2008 г.

Наследие Шейха Акбара

Многих суфиев интересует вопрос о наследии шейха Ибн Араби, куддусу сирху. Одни говорят, что он не оставил после себя тариката, т.к. никто после него не смог осилить его уровень ма'арифата. Другие говорят, что после него остался тарикат, но секретный тарикат среди некоторых шазилитов. Аллаху о том ведомо лучше.

Но вот интересная параллель, которая может предполагать и наличие другого варианта. Учителем и наставником нашего Шейха был шейх Мухаммад ибн Хаббиб, да будет Аллах доволен ими обоими. Однако вот что интересно - иджазу тариката передал нашему Шейху не он - его учитель, а шейх Файтури, который не был его учителем, но вызвал его к себе для затворничества и передачи иджазы.

Шейх же Мухаммад ибн Хаббиб не оставил после себя иджазы вообще. Почему, отдельный вопрос.

Значит ли это, что его учение в живой традиции тасавуфа пресеклось? Нет, ибо в своем тарикате наш Шейх опирается прежде всего на его учение, на полученное от него знание. Именно он послал нашего Шейха проповедовать в Европу со словами: 'смотри, что будет'. Он сказал, что его Вирд будет читаться повсеместно и благодаря нашему Шейху это происходит, ибо мы, его муриды, во всех уголках мира читаем Вирд шейха Мухаммада ибн Хаббиба, рахимаху-Ллах. Поэтому для тасавуфа наследие шейха Мухаммада ибн Хаббиба не умерло, хотя он и не оставил иджазы после себя.

Так что из этой истории можно сделать выводы, касающиеся и судьбы наследия Шейха аль Акбара. Аллаху А'Алям.