вторник, 15 апреля 2008 г.

Вахдат аль Вуджут, пантеизм и монизм; ашаритская акыда

''Вахдат аль вуджут' - это монизм и пантеизм', - набивший оскомину тезис, который то и дело приходится слышать или читать вновь и вновь. Но что есть 'Вахдат аль вуджут' и что есть эти монизм с пантеизмом, которыми нас то и дело пугают?

Вот что пишет шейх Абдулькадыр ас-Суфи о самом термине 'Вахдат аль Вуджут', приписываемом Шейху аль Акбару:

«Люди говорят о ‘Вахдат аль вуджут’, хотя этот термин ни разу не встречается ни в одной из более чем четырехсот книг Ибн аль-Араби».

Что же это за доктрина, которую приписывают Шейху аль Акбару, называя ее 'Вахдат аль Вуджут'? Это доктрина тождества творения и Творца? Наш Шейх пишет об этом, цитируя Шейх аль Акбара:

«Шейх ибн аль-Араби говорит: “Нет предела рабству. Нет границы, через которую можно перейти от твари к Творцу. Абсурдно предположить, что Творец в Своей неограниченности позволит Себе стать рабом. Он Своей мудростью, определил пути творения».

Исповедуем ли мы, суфии, считающие Мухийдина Ибн Араби, куддусу сирху, Вали Аллаха и Шейхом аль Акбаром, доктрину Единства Бытия? И как мы понимаем это Единство? Вот что об этом пишет наш Шейх в своей 'Книге Таухида':

«Нам осталось рассказать о четырех позициях в классификации, которая поможет нам усвоить все вышескзанное.

Видящий только феномены, созданные вещи, инобытие, находится в помрачении. Его называют махджуб.

Тот, кто отождествляет феномены с Хакк, тот, кто говорит: «Бог находится в мире, Бог есть сам мир», он – иллюзионист. Его называют махдзуб.

Опьяненный вином единства, который говорит: «Есть только Аллах!», опьянен любовью к Аллаху. Он полностью растворился в могуществе Аллаха и его называют мадждуб.

Но истинно любим Аллахом тот, кто различает между инаковостью творения и тождеством Творца. Это махбуб.

Итак, перед нами четыре типа – махджуб, махдзуб, маджуб и махбуб. Первый видит только инаковость и находится в тумане. Это материалист. Тот, кто отождествляет феномены с Хакк (Истиной), называется махдзубом. Опьяненный вином Его единства, растворенный в Божественном есть маджуб. Но тот, кто различает между инаковостью и тождеством, любим Им, и это махбуб. Это четыре уровня знания».

Это и есть наш 'Вахдат аль Вуджут'.

Теперь на счет монизма и пантеизма, которыми нас пугают. Нас пугают, а нам не страшно. Почему? Потому, что в Исламе, в исламской акыде и каламе мы оперируем не терминами, придуманными философами-куфарами и наделенными ими особыми смыслами. Нет, мы оперируем собственными терминами исламского богословия, которые отражают внутреннюю логику Ислама, а не навязываемую нам логику куфаров религоведов и философов.

Мы не определяем свою религию, наш Дин как 'монотеизм', соответственно, не испугаешь нас и противопоставлением ему 'монизма'. Пречист Аллах от того, что Ему приписывают кафиры и заблудшие, а нашей религией является Таухид, который основан на признании Единства и Единственности Аллаха в Господстве, обладании Его Именами и Атрибутами и Единстве Его Сущности.

Что противоположно 'авраамическому монотеизму', который исповедуют некоторые, нам неинтересно, будь это монизм, пантеизм или что-то еще.

Мы же исповедуем Таухид и нам важно, чтобы этот Таухид был избавлен от хулюля, иттихада, ташбиха или ширка. Хвала Аллаху, наши убеждения и то, что мы через нашего Шейха взяли от Шейха аль Акбара, да будет Аллах доволен ими обоими, свободны от этого.

Мы отрицаем воплощение Аллаха в форме, как и отрицаем какое-либо Его смешение с тем или иным творением. Надо быть идиотом, чтобы после этого считать нас 'пантеистами', но если с этой оговоркой нас назовут 'монистами' мы не возражаем, хотя не это наши убеждения.

Мы отрицаем идею об иллюзорности бытия, напротив, утверждая, что Бытие истинно постольку и потому, что приведено к существованию 'с Истиной' - 'биль-Хакк', будучи формой проявления (таджалийят) Аллаха.

Если приняв и это утверждение, кто-то продолжит говорить о нашем 'монизме', то мы, Хвала Аллаху, не видим проблем в таком 'монизме'. В то время как в 'дуализме' еретиков мы как раз видим проблемы и эти проблемы - не ярлыки философов, а реальные и страшные заблуждения, такие как ширк или ташбих.

Что касается наших убеждений, то они полностью в соответствии с внешними рамками имамов Тахави и Ашари, да будет с ними милость Аллаха. Никто нам не припишет хулюля или иттихада, а максимум, что пытаются приписать - мутазилитское заблуждение в вопросе об Атрибутах и Сущности. Но и это неправда, т.к. в отличие от мутазилитов Шейх аль Акбар никогда не отрицал наличия у Аллаха Атрибутов. Не надо путать отрицание Атрибутов и утверждение о том, что Атрибуты неотделимы от Сущности и не могут существовать отдельно от Нее.

Если это так, какие тут проблемы? Если же кто-то утверждает обратное, чем он будет отличаться от христиан с их учением о 'Троице'?

Таухид суфиев - это океан, в котором кроме видимых берегов есть еще скрытая от глаз бездонная глубина. Берега - это внешние рамки исламской акыды. И если кому-то кажется, что суфии за них заплыли, пусть протрет сво очи - это оптический обман. Суфизм, если он истинный, не выходит за берега океана. То, что его интересует - это его глубина.