среда, 9 апреля 2008 г.

Нигилизм и ваххабизм

Ваххабитская девиация несет в себе мощнейший заряд нигилизма.

Его доктринальной основой является ташбих - буквалистское истолкование аятов и хадисов, внешний смысл которых указывает на антропоморфные качества Аллаха, пречист Он от того, что они ему приписывают.

При этом, отказываясь от аллегории (тауиль) в этих случаях, они грубейшим образом прибегают к произвольному толкованию других аятов и хадисов - указывающих на присутствие Бога в мире.

Результатом двух этих искажений являются следующие выводы:

1) Бог присутствует в мире только атрибутами Знания, Слуха и т.п., но не Своей Сущностью;

2) Своей Сущностью Бог пребывает над Аршем и над миром;

3) в итоге получается дуализм Бога и существующего параллельно с ним и ограничивающего Его мира.

Не мудрено, что имея такую доктринальную платформу, ваххабизм стремится беспощадно искоренить все те элементы Ислама как религии, цивилизации и духовной традиции, которые указывают на Сущностное Присутствие Аллаха в мире (Хадрат ар-Раббани) и позволяют мусульманам явственно ощущать третье измерение своего бытия.

Ваххабиты как нигилисты не ощущают сами и не дают другим ощущать рухани, пытаясь уничтожить такие сферы ее присутствия как искусство, эстетику, по большому счету исламскую культуру как таковую.

Этим же обусловлены и их попытки начисто вычеркнуть из бытийности мусульман их мертвых (пророков, аулия, праведных предков), непрерывающаяся связь с которыми является основой живой традиции исламской бытийности.