четверг, 21 августа 2008 г.

Зиярат халифа Селима Явуза к шейху Акбару Ибн аль Араби

Амир Хамдани

Зиярат халифа Селима Явуза к шейху Акбару Ибн аль Араби


Шейх Ибн Араби личность для многих одиозная, среди некоторых групп есть мнение, что он вообще не является мусульманином, но вот какой есть интересный факт, путешествуя в Египет, султан Селим Явуз неожиданно совершает зиярат (визит) к могиле "Шейх уль Акбара" (великого шейха), Ибн Араби. В свою очередь "Шейх уль Ислам" (высший титул) Османского Халифата Ибн Кемаль выносит фетву о соответствии взглядов "Шейх уль Акбара" Исламской религии. И именно после этих событий идеи Ибн Араби стали распространятся по Халифату и приобретать там огромную популярность. Тогда как например деятельность и труды главного критика Ибн Араби, Ибн Таймийи осталась практически незамеченной, и за всё время существования Халифата Османов о нём знали только те кому по роду службы приходилось это знать. Т.е. изучали Ибн Таймийю только учёные.

Можно подумать, что Ибн Кемаль признал Шейх уль Акбара под давлением грозного султана, но .... известно, что во время правления сына Селима, султана Сулеймана Великолепного, одного суфийского шейха по имени Ибрахим Гюльшани, оклеветали и по этой причине он был вызван в Стамбул. Шейх уль Ислам Ибн Кемаль пообщавшись с Ибрахимом Гюльшани заверил султана Сулеймана, что Гюльшани действительно тот кто обладает как явными так и сокрытыми знаниями. И халиф извинился перед шейхом Гюльшани, отпустив его домой. В последствии Ибрахим Гюльшани станет основателем ветви Гюльшанийя, тариката Халветийя. Таким образом, этот факт является доказательством того, что Ибн Кемаль не боялся идти против позиции властей и основывался на своём мнении.

(фото с картины на которой изображён султан Селим)



Таким образом халиф Селим, кстати первый халиф из династии Османов, является не только защитником исламского мира от ереси разного рода, он как известно разгромил шиитское государство Севефидов и его союзников, но и выступает в роли популяризатора метафизики тасаввуфа. Шейх уль Акбар заслуженно считается отцом суфийской концепции "инсан-камиль" (совершенный человек) и многих других ключевых работ по тасаввуфу.

(могила Ибн Араби в Дамаске)



По приказу султана Селима над могилой Ибн Араби у горы Касьюн в Дамаске была сооружена мечеть.