Вторая Родина
Федор Михайлович Достоевский как-то написал, что "у всякого русского есть две родины: Святая Русь и Европа". Не уверен, что сие применимо ко всякому русскому, ибо, как показывает опыт, далеко не всякий русский считает и чувствует себя европейцем. Однако применительно к особой породе русских европейцев это, безусловно, верно, чему есть огромное количество подтверждений в классической русской культуре.
Ну, а как быть с русскими европейцами, принявшими Ислам, и осознающими себя русскими европейскими мусульманами? Можно ли сказать, что у них теперь аж три родины: Россия, Европа и Исламский мир?
И да, и нет. Да, потому, что духовные центры и то, что применительно к Европе Илья Глазунов назвал "святыми камнями" для русских европейских мусульман находятся главным образом в коренных исламских землях, а не в России или Европе.
А почему же нет? Потому, что "Исламский мир" - понятие достаточно широкое, тогда как родина - вполне узкое.
Конечно, мечети или мазары, где бы они ни были, остаются для меня "святыми камнями", но при этом, не покривив душой, я не смогу считать своей родиной, скажем, Киргизию или Пакистан - страны, где они могут находиться. Ибо понятие родины предполагает кроме прочего обоюдную комплиментарность, что и отличает ее от святыни, вполне могущей подразумевать одностороннюю связь человека с ней.
Есть ли сегодня страна, готовая стать второй родиной для любого мусульманина, где бы он ни жил? Хвала Аллаху, такая страна есть и это та же страна, которая была подобной родиной для всех мусульман на протяжении последней половины тысячелетия. Никто иной как действующий президент Турции Абдуллах Гюль прямо заявляет следующее:
"Турция является второй родиной для каждого мусульманина..."
Учитывая огромное количество мухаджиров со всего мира, живущих в Турции, язык не поворачивается сказать, что эта фраза является дешевым лозунгом. И именно поэтому важно понять, чем является Турция для нас, русских европейских мусульман? Если Россия и Европа - наши две первые родины, является ли Турция третьей родиной для нас?
Нет, Турция не является для нас третьей родиной, но является второй - как для мусульман и как для европейцев. Ибо Османская цивилизация, являющаяся фундаментом Турции, есть такая же Европейская цивилизация, как Западноевропейская и Восточноевропейская (поствизантийская) цивилизация "Москвы - Третьего Рима". Больше того, Османская цивилизация может считаться неовизантийской с куда большим основанием, чем Российская, а Стамбул - Третьим Римом с куда большими, чем Москва.
Османская цивилизация не есть ублюдочный гибрид под названием "евроислам", который не является ни Исламом, ни Европой, но аутентичное воплощение обоих принципов сразу. Находясь в Стамбуле и общаясь в исламских кругах, мне приходилось видеть, как относятся к Стамбулу и Турции не только мусульмане-тюрки, но и мусульмане с явно выраженными славянскими лицами - боснийцы, или те же албанцы. И для первых, и для вторых османская земля есть нечто большее, чем просто "Исламский мир" - это реально Вторая родина.
Действительно, любая цивилизационная идентичность требует наличия мощного имперского центра, вокруг которого она выстраивается. Такого центра нет ни у боснийцев, ни у албанцев, хотя у них и есть свои родины.
У нас, русских мусульман, есть своя родина - Россия, у которой есть два таких центра - Петербург и Москва. Это часть нашего национального, культурного и исторического наследия, которое мы любим и от которого не отказываемся. Это часть нашей идентичности как русских и как европейцев. Однако, смотря правде в глаза, надо признать, что идентичность исламской общности русских европейцев вокруг этих двух центров не может быть выстроена. Если боснийцам и албанцам в своих исламских родинах не достает имперского размаха, то у нашей имперской родины не хватает для этого как раз исламской традиции и духовной вертикали. Возможно когда-то в России или Европе появится новый цивилизационный центр, вокруг которого сможет выстроиться новая цивилизационная общность европейских мусульман. Как знать, не будет ли таким центром, ни третий и не второй, но самый настоящий первый Рим, открытие которого для Ислама предсказано в хадисе Пророка, мир ему и молитва...
Пока же этого не произошло, как и албанцы с боснийцами, хотя и по другим основаниям, мы русские европейские мусульмане нуждаемся в символическом центре, вокруг которого может выстраиваться наша новая цивилизационная идентичность.
Конечно, для каких-то русских мусульман центрами их притяжения могут быть Каир, Дамаск или даже Карачи. Для них, однако, характерно отсутствие какой-либо воли к формированию цельной общности с четкими геокультурными ориентирами и маркерами.
У нас в НОРМ такая воля есть, поэтому нам нужен и такой центр. Им может стать только Третий Рим, но не Москва - Стамбул. Москве нужно вернуть ее сущность национального русского города, избавленного от византийской мании, т.к. после посещения Айя Софи в Стамбуле претензии Москвы на этот статус уже не могут восприниматься без усмешки. Претензии неоправданные, однако, они стоили нам как нации ой какой большой цены.
Инша-Аллах, именно неоосманскому ядру будет суждено стать бастионом для зарождения новой европейской исламской цивилизации и обновления европейской культуры на основе Таухида. В этом смысле не только для русских - для немецких, испанских, английских и т.п. мусульман именно Стамбул должен стать символом их Второй родины - Единой и Исламской Европы.
Это город, в который мы должны ездить и возить своих детей, прививая им любовь к нему как к центру нашей второй родины. Европейской и исламской одновременно.
Харун ар-Руси, Стамбул-Москва
Ну, а как быть с русскими европейцами, принявшими Ислам, и осознающими себя русскими европейскими мусульманами? Можно ли сказать, что у них теперь аж три родины: Россия, Европа и Исламский мир?
И да, и нет. Да, потому, что духовные центры и то, что применительно к Европе Илья Глазунов назвал "святыми камнями" для русских европейских мусульман находятся главным образом в коренных исламских землях, а не в России или Европе.
А почему же нет? Потому, что "Исламский мир" - понятие достаточно широкое, тогда как родина - вполне узкое.
Конечно, мечети или мазары, где бы они ни были, остаются для меня "святыми камнями", но при этом, не покривив душой, я не смогу считать своей родиной, скажем, Киргизию или Пакистан - страны, где они могут находиться. Ибо понятие родины предполагает кроме прочего обоюдную комплиментарность, что и отличает ее от святыни, вполне могущей подразумевать одностороннюю связь человека с ней.
Есть ли сегодня страна, готовая стать второй родиной для любого мусульманина, где бы он ни жил? Хвала Аллаху, такая страна есть и это та же страна, которая была подобной родиной для всех мусульман на протяжении последней половины тысячелетия. Никто иной как действующий президент Турции Абдуллах Гюль прямо заявляет следующее:
"Турция является второй родиной для каждого мусульманина..."
Учитывая огромное количество мухаджиров со всего мира, живущих в Турции, язык не поворачивается сказать, что эта фраза является дешевым лозунгом. И именно поэтому важно понять, чем является Турция для нас, русских европейских мусульман? Если Россия и Европа - наши две первые родины, является ли Турция третьей родиной для нас?
Нет, Турция не является для нас третьей родиной, но является второй - как для мусульман и как для европейцев. Ибо Османская цивилизация, являющаяся фундаментом Турции, есть такая же Европейская цивилизация, как Западноевропейская и Восточноевропейская (поствизантийская) цивилизация "Москвы - Третьего Рима". Больше того, Османская цивилизация может считаться неовизантийской с куда большим основанием, чем Российская, а Стамбул - Третьим Римом с куда большими, чем Москва.
Османская цивилизация не есть ублюдочный гибрид под названием "евроислам", который не является ни Исламом, ни Европой, но аутентичное воплощение обоих принципов сразу. Находясь в Стамбуле и общаясь в исламских кругах, мне приходилось видеть, как относятся к Стамбулу и Турции не только мусульмане-тюрки, но и мусульмане с явно выраженными славянскими лицами - боснийцы, или те же албанцы. И для первых, и для вторых османская земля есть нечто большее, чем просто "Исламский мир" - это реально Вторая родина.
Действительно, любая цивилизационная идентичность требует наличия мощного имперского центра, вокруг которого она выстраивается. Такого центра нет ни у боснийцев, ни у албанцев, хотя у них и есть свои родины.
У нас, русских мусульман, есть своя родина - Россия, у которой есть два таких центра - Петербург и Москва. Это часть нашего национального, культурного и исторического наследия, которое мы любим и от которого не отказываемся. Это часть нашей идентичности как русских и как европейцев. Однако, смотря правде в глаза, надо признать, что идентичность исламской общности русских европейцев вокруг этих двух центров не может быть выстроена. Если боснийцам и албанцам в своих исламских родинах не достает имперского размаха, то у нашей имперской родины не хватает для этого как раз исламской традиции и духовной вертикали. Возможно когда-то в России или Европе появится новый цивилизационный центр, вокруг которого сможет выстроиться новая цивилизационная общность европейских мусульман. Как знать, не будет ли таким центром, ни третий и не второй, но самый настоящий первый Рим, открытие которого для Ислама предсказано в хадисе Пророка, мир ему и молитва...
Пока же этого не произошло, как и албанцы с боснийцами, хотя и по другим основаниям, мы русские европейские мусульмане нуждаемся в символическом центре, вокруг которого может выстраиваться наша новая цивилизационная идентичность.
Конечно, для каких-то русских мусульман центрами их притяжения могут быть Каир, Дамаск или даже Карачи. Для них, однако, характерно отсутствие какой-либо воли к формированию цельной общности с четкими геокультурными ориентирами и маркерами.
У нас в НОРМ такая воля есть, поэтому нам нужен и такой центр. Им может стать только Третий Рим, но не Москва - Стамбул. Москве нужно вернуть ее сущность национального русского города, избавленного от византийской мании, т.к. после посещения Айя Софи в Стамбуле претензии Москвы на этот статус уже не могут восприниматься без усмешки. Претензии неоправданные, однако, они стоили нам как нации ой какой большой цены.
Инша-Аллах, именно неоосманскому ядру будет суждено стать бастионом для зарождения новой европейской исламской цивилизации и обновления европейской культуры на основе Таухида. В этом смысле не только для русских - для немецких, испанских, английских и т.п. мусульман именно Стамбул должен стать символом их Второй родины - Единой и Исламской Европы.
Это город, в который мы должны ездить и возить своих детей, прививая им любовь к нему как к центру нашей второй родины. Европейской и исламской одновременно.
Харун ар-Руси, Стамбул-Москва
<< Главная страница