среда, 30 апреля 2008 г.

Следование Сунне

В своем уроке про любовь к Расулю, салла Ллаху алейхи салям, Шейх, да хранит его Аллах, обращает внимание муридов на крайне важной проблеме, посвященной характеру нашего стремления следовать Сунне:

"Мы говорим, что Ислам основан на Книге и Сунне. Книгу мы знаем и чтим, но Сунна не является чем-то мертвым, это не просто сборник хадисов. "Сунна" это слово, не хадис, не сира, но именно Сунна - означающая живую практику, образ жизни Сейидины Мухаммада, салла Ллаху алейхи уа салям. Посмотрите на то, как он себя вел со своими людьми, все, что он делал, происходило спонтанно. Он не скрывал ничто из того, что входило в его сердце. Поэтому, если вы обнаружите какой-то хадис, где сообщается о его действии, будете копировать его, говоря: "смотрите, я делаю это!", на самом деле вы не будете делать это, потому что высшее моральное качество есть скромность. А скромность означает, что вы не видете ваших собственных действий. Салла Ллаху алейхи уа салям не думал о своих действиях, они были естественны для него. Он являл собой цветение фитры, ее наивысшее воплощение, его фитра была поглощена уахи, поэтому, когда приходил момент, он знал, что ему нужно делать из своего сердца".

Субхана-Ллах, на самом деле ты понимаешь, что стремление следовать Сунне по форме без ощущения и понимания ее содержания может превратиться в тагут, который делает из Сунны ее полную противоположность... Вот почему мы понимаем Сунну не как хадис, не как букву, а как в первую очередь Амаль, т.е. живую духовную традицию.

Но и это еще не все...

Одна из важнейших аксиом суфизма гласит, что на самом деле человек обретает лишь то, к чему стремится его с ердце, вне зависимости от того, отдает ли он себе в этом отчет или нет.

Поэтому человек может принуждать себя всеми силами следовать Сунне и Шариату, но если в глубине его души это будет ему ненавистно и если это стремление не проникнет в его сердце и не преобразит его, рано или поздно он сорвется и отвергнет Шариат и станет одним из потерпевших убыток.

В этой связи понимаешь всю глубину ду'а, содержащегося в Вирде шейха Мухаммада ибн Хаббиба, рахимаху-Ллах, который мы читаем каждый день:

"Сделай так, чтобы мы соблюдали Твой Шариат и Сунну Твоего Посланника не по своей, но по Твоей воле (И раствори (бака) нас в Тебе, а не в нас, соблюдая Твой Шариат и Сунну Твоего Пророка)".

Воистину, Суфизм имеет дело не со следствиями, которыми являются деяния, но с причинами, каковыми становятся стремления человеческого сердца. Ведь Расуль, салла Ллаху алейхи уа салям, ясно сказал:

"Есть в теле человека такой кусок плоти, который, если здоров, то все тело здорово, а если болен, то все тело больно, и это сердце".

Как же добиться этого, искреннего, глубокого стремления сердца следовать Сунне, при которой оно происходит естественно, автоматически? Как, если истиной является сказанное Аллахом:

"Вы будете переходить из состояния в состояние (постоянно меняться)?"

У сахабов такое сердечное стремление формировалось укоренялось по простой причине - их сухбата с Расулем, мир ему, Сухбата, закрепленного Амалем.

У нас, инша-Аллах, это Сухбат с носителем его рухани - Шейхом и нахождение в Амале Джамаата, озаренного его светом, а значит и Светом Расуля, мир ему и молитва.