Как мы уже писали, обвинение в монизме мало волнует нас, т.к. мы мыслим не в категориях куффаров-религоведов, а в чисто исламских категориях. Поэтому нас заботит, чтобы наш Таухид был свободен от хулюля и иттихада, и, хвала Аллаху, мы уверенны в этом.
Тем не менее... В одном из своих дарсов Шейх, хафизу-Ллах, прямо говорит: "мы - не монисты..." Мы, как и Шейх аль-Акбар, признаем, что есть Аллах и есть масиу-Ллах, т.е. то, что Им не является, не смешанно с Ним и отделено от Него.
Можно ли в таком случае сказать, что мы тоже дуалисты? Нет, хвала Аллаху, ибо есть принципиальное отличие между нашей и их позициями.
Мы признаем, что есть Аллах и масиу-Ллах, но мы говорим, что масиу-Ллах производно от Аллаха и есть ничто иное, как Его проявление (таджали).
Мы не дуалисты потому, что не признаем существования второй, автономной реальности, например, несотворенного зла (шииты), несотворенных ограничений (ваххабиты, Усеймин), пустотного Ничто, из которого де создано Бытие и которым оно де является (нигилисты) или проявленной реальности Абсолюта, параллельной анти-реальности Анти-Абсолюта (Джемаль).
Мы признаем только одну истинную реальность (Единство Бытия) - Существование Аллаха. И мы признаем, что проявлением этого Существования являются сотворенные, т.е. извлеченные Им из Своего Знания вещи, которые тем не менее не есть Он.
<< Главная страница