Братство и Адаб
Позволю себе привести обширный фрагмент из урока Шейха, хафизу-Ллах, о братстве среди мусульман:
"В наши дни мусульмане, где бы они ни были, все время говорят: "Мы должны быть едины". Среди модернистов получило распространение обращение, которое они используют по отношению друг к другу: "о, брат!" - "я, ахи!" Это звучит как нечто правильное, но это неправильно. Почему? Потому, что это не Сунна. Сунна Расуля, салла Ллаху алейхи уа салям, в этом вопросе предельно ясна.
У него, салла Ллаху алейхи уа салям, было две формы обращения. Если он хотел возвысить человека или продемонстрировать свое уважение к нему, он обращался к нему по его родовому имени. В обычной же ситуации он следовал практике Арабов и называл человека по имени его сына. Итак, у него было два стандарта: один для ближних, другой для отдаленных. Первый был для тех, кого он уважал или в ком хотел вызвать такое уважение к себе, и их он называл формальным именем, отчеством - "Ибн такой-то такой-то". Если же он обращался к кому-то из своего окружения он говорил ему: "Отец такого-то, такого-то". Но в том и другом случае он подчеркивал статус и положение того, к кому обращался. Это Сунна, в которой все имеет свою мудрость.
Конечно, все мы знаем из Корана и Сунны, что мы братья, но обращение "ахи" среди мусульман употреблялось лишь в особых случаях и, как правило, когда говорилось "братья", это применялось как множественное обращение к группе людей.
"В наши дни мусульмане, где бы они ни были, все время говорят: "Мы должны быть едины". Среди модернистов получило распространение обращение, которое они используют по отношению друг к другу: "о, брат!" - "я, ахи!" Это звучит как нечто правильное, но это неправильно. Почему? Потому, что это не Сунна. Сунна Расуля, салла Ллаху алейхи уа салям, в этом вопросе предельно ясна.
У него, салла Ллаху алейхи уа салям, было две формы обращения. Если он хотел возвысить человека или продемонстрировать свое уважение к нему, он обращался к нему по его родовому имени. В обычной же ситуации он следовал практике Арабов и называл человека по имени его сына. Итак, у него было два стандарта: один для ближних, другой для отдаленных. Первый был для тех, кого он уважал или в ком хотел вызвать такое уважение к себе, и их он называл формальным именем, отчеством - "Ибн такой-то такой-то". Если же он обращался к кому-то из своего окружения он говорил ему: "Отец такого-то, такого-то". Но в том и другом случае он подчеркивал статус и положение того, к кому обращался. Это Сунна, в которой все имеет свою мудрость.
Конечно, все мы знаем из Корана и Сунны, что мы братья, но обращение "ахи" среди мусульман употреблялось лишь в особых случаях и, как правило, когда говорилось "братья", это применялось как множественное обращение к группе людей.
Когда современные мусульмане говорят: "ахи", фактически они хотят сказать этим: "Мы все одинаковые". Это демократизм, апофеозом которого является их отношение к Расулю, салла Ллаху алейхи уа салям. Астагфиру-Ллах. Они заканчивают тем, что говорят: "Он был всего лишь государственным деятелем, лидером, генералом". Они принижают его, противореча сказанному Аллахом: "Мы сотворили тебя с великим нравом (кхалькиль-аззым)". Это полная противоположность подобному подходу.
Можно сказать, что нарушение Адаба к Расулю, салла Ллаху алейхи уа салям, лежит в основе неправильного Адаба среди мусульман. Поймите, что вы не становитесь братьями, говоря: "ахи". Вы не обретаете единство, говорят: "мы должны быть едины". Вы становитесь братьями посредством взаимного уважения и принятия, поддерживая друг друга, признавая друг друга с вашими фамильными и прочими особенностями, прощая друг друга. То, что связывает мусульман, есть нечто большее, чем то, что связывает родственников. Терпимость и прощение среди них превыше этого".
По-моему, сказано исчерпывающе. Добавлю от себя именно что рефлексию. Поразительно, как люди, на всех углах кричащие: "Сунна! Бида'а!", не видят того, как в важнейших вопросах их поведение порой противоречит этой самой Сунне и является самым настоящем бида'а.
Вроде и сборники хадисов есть на русском языке в изобилии, читают их, делают, увы, часто где не следует, выводы. Но тут-то все на поверхности. Нету этого поголовного "ахизма" в Сунне. Всегда, когда Расуль, мир ему, или его сахабы обращались к кому-то, подчеркивалась индивидуальность человека, его родовой статус: "о, такой-то, сын такого-то", "о, такой-то, отец такого-то". Позже при праведных халифах к лидерам мусульман обращались: "о, повелитель правоверных" - и это не простые верующие, но лучшие и высшие из них - сахабы!
Помню, как в одной из статей один из чеченских лидеров рассказывал, как когда в Чечении стал распространяться ваххабизм, Масхадов, да помилует его Аллах, приехал с инспекцией в один из джамаатов, и когда он поприветствовал сидящую молодежь саламом, никто даже не встал, лишь вяло ответили: "уа алейкуму ас-салам". Масхадов, человек горского традиционного адата, естественно, развернулся и ушел.
Увы, пример этот типичный. Я лично был много раз свидетелем того, как на "салафитских" уроках люди, не имеющие никакого чувства ранга и дистанции, не знающие Ислама, не представляющие из себя ничего по жизни, запросто обращались к учителям, наставникам, посвятившим свою жизнь поиску исламских знаний и их распространению, с этим безликим: "ахи".
Как сильно противоположна этому традиционная суннитская культура, одним из столпов которой является дифференцированное отношение к мусульманам разного возраста, положения, уровня знания, статуса в общине и т.п. "Шейх, мауляна, устаз, амир, такой-то сын или отец такого-то", - вот какие обращения должны иметь основное хождение в суннитской среде. Ну и, конечно, локальные их вариации: "эффенди, хазрат, бей, sidi". Вставание, когда в помещение входит старший по возрасту или рангу. Целование руки и проявление уважения к шейху. И только к месту - к месту! - обращение "братья, сестры", когда контекстом его является не межличностное отношение, но именно духовное единение, братство.
Неуважение к Адабу, его игнорирование есть не утверждение братства, но ничто иное как отрицание тех различий между людьми, включая и членов исламской уммы (которые никто не отменял!), что созданы Творцом этого мира и земли и того, что между ними. Да упасет нас от этого Аллах.
Можно сказать, что нарушение Адаба к Расулю, салла Ллаху алейхи уа салям, лежит в основе неправильного Адаба среди мусульман. Поймите, что вы не становитесь братьями, говоря: "ахи". Вы не обретаете единство, говорят: "мы должны быть едины". Вы становитесь братьями посредством взаимного уважения и принятия, поддерживая друг друга, признавая друг друга с вашими фамильными и прочими особенностями, прощая друг друга. То, что связывает мусульман, есть нечто большее, чем то, что связывает родственников. Терпимость и прощение среди них превыше этого".
По-моему, сказано исчерпывающе. Добавлю от себя именно что рефлексию. Поразительно, как люди, на всех углах кричащие: "Сунна! Бида'а!", не видят того, как в важнейших вопросах их поведение порой противоречит этой самой Сунне и является самым настоящем бида'а.
Вроде и сборники хадисов есть на русском языке в изобилии, читают их, делают, увы, часто где не следует, выводы. Но тут-то все на поверхности. Нету этого поголовного "ахизма" в Сунне. Всегда, когда Расуль, мир ему, или его сахабы обращались к кому-то, подчеркивалась индивидуальность человека, его родовой статус: "о, такой-то, сын такого-то", "о, такой-то, отец такого-то". Позже при праведных халифах к лидерам мусульман обращались: "о, повелитель правоверных" - и это не простые верующие, но лучшие и высшие из них - сахабы!
Помню, как в одной из статей один из чеченских лидеров рассказывал, как когда в Чечении стал распространяться ваххабизм, Масхадов, да помилует его Аллах, приехал с инспекцией в один из джамаатов, и когда он поприветствовал сидящую молодежь саламом, никто даже не встал, лишь вяло ответили: "уа алейкуму ас-салам". Масхадов, человек горского традиционного адата, естественно, развернулся и ушел.
Увы, пример этот типичный. Я лично был много раз свидетелем того, как на "салафитских" уроках люди, не имеющие никакого чувства ранга и дистанции, не знающие Ислама, не представляющие из себя ничего по жизни, запросто обращались к учителям, наставникам, посвятившим свою жизнь поиску исламских знаний и их распространению, с этим безликим: "ахи".
Как сильно противоположна этому традиционная суннитская культура, одним из столпов которой является дифференцированное отношение к мусульманам разного возраста, положения, уровня знания, статуса в общине и т.п. "Шейх, мауляна, устаз, амир, такой-то сын или отец такого-то", - вот какие обращения должны иметь основное хождение в суннитской среде. Ну и, конечно, локальные их вариации: "эффенди, хазрат, бей, sidi". Вставание, когда в помещение входит старший по возрасту или рангу. Целование руки и проявление уважения к шейху. И только к месту - к месту! - обращение "братья, сестры", когда контекстом его является не межличностное отношение, но именно духовное единение, братство.
Неуважение к Адабу, его игнорирование есть не утверждение братства, но ничто иное как отрицание тех различий между людьми, включая и членов исламской уммы (которые никто не отменял!), что созданы Творцом этого мира и земли и того, что между ними. Да упасет нас от этого Аллах.
<< Главная страница