Представляется, что перед продолжением движения на Пути (Тарики Суфийя) надо сделать одну очень важную зарубку.
Идущий должен выработать в себе крайне важное качество - сбалансированную цельность.
Цельность, в т.ч. способность к различению - крайне важное качество, без которого вообще ни о чем нельзя говорить.
Но цельность бывает разная и самой по себе ее еще мало.
Есть особый вид цельности у дуалистов, но это цельность дальтоников, которые упрощают мир и видят его в черно-белых цветах.
Суфий же должен видеть не только цвета в их полной палитре, но и мельчайшие оттенки.
И там, где надо - отделять, но где надо и собирать.
Это крайне, крайне важный пункт суфийского видения, и надо запомнить его, перед тем, как идти вперед.
Дуалист будет неизбежно во всем дихотомистом.
Он будет противопоставлять внешнее внутреннему. Или наоборот.
Он будет видеть конфликт между Законом и Благодатью. Или наоборот.
Духовная аскеза или мирская активность будут для него противоположностями.
Мужской и женский принципы - антагонистами.
И так во всем, во всем. В духовных представлениях, мирских делах, сугубо частных.
Запомним же, что суфизм учит балансу и гармонии, но без всеядности и релятивизма, со способностью различать и делать выбор.
Он учит цельности, но при этом и умению видеть единство внутреннего во внешних противоречиях, отливы красок там, где другие - только черное и белое, парадоксальную взаимодополняемость - там, где говорят о непримиримом конфликте.
Можно ли найти это учение в книгах и ознакомиться с ним, понять? Нет, этого нет в книгах, ибо это не учение, а путь. 'Вы будете переходить из состояния в состояния' - вот оно. Внешние рамки, формы могут и будут меняться. Стабильность, раскрытие и углубление сути - вот о чем идет речь...
<< Главная страница