пятница, 11 января 2008 г.

Вера в Посланничество

Вера в Посланничество Мухаммада означает веру в то, что он (да благословит его Аллах и да приветствует!) пришел с завершенным Божественным руководством от Аллаха, после которого больше не будет другого руководства, передав его полностью, не добавив и не убавив от себя ничего.

Вера в посланническую миссию сейидины (господина пророков) Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!) означает прежде всего признание принесенного им Шариата единственным законом, которому мусульманин должен следовать во всех своих делах от сугубо индивидуальных до общественных, отменяющим и делающим недействительными все иные законы, противоречащие ему.


Шариат - это свод законов, основанных на божественных источниках права и выведенных из них мусульманскими учеными-правоведами (факихами) правовых нормах. Источниками и нормами (хукм) Шариата являются:


1) Коран - прямое слово Аллаха;
2) Сунна - высказывания и действия Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!);
3) Иджма - единогласие мусульманских факихов высокого уровня (муджтахидов) по тем или иным вопросам, достигнутое на основе понимания ими Корана и Сунны;
4) Кыяс - суждение муджтахидов по аналогии на основании соотнесения норм Корана и Сунны с аналогичной ситуацией.

В двух из четырех школ шариатского права также для вынесения решения используются такие источники как урф или адат (местный обычай), а также разумное предпочтение одних норм над другими (истихсан), прецеденты связи между различными нормами (истисхаб) и предпочтение, исходя из общественных интересов (масалих аль-мурсаля) в тех случаях, когда они не вступают в противоречия с указанными выше источниками Шариата.

Шариат устанавливает правила как религиозного поклонения, так повседневной жизни, регулируя все индивидуальные и общественные отношения мусульман.

Правила Шариата выводятся и формулируются факихами на основании комплексного изучения и соотнесения всех его источников и норм, согласно достоверному высказыванию (хадису) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): "Ученые - наследники пророков". Ученые-правоведы Ислама (факихи) на протяжении полуторатысячелетней истории сформировали четыре правовых школы (мазхаба), являющиеся столпами мусульманской юриспруденции (фикха). Ими являются мазхаб жителей пророческого города Медины (маликитский мазхаб), а также ханафитский, шафиитский и ханбалитский мазхабы, развившиеся среди регионов и народов, принявших Ислам впоследствии.