вторник, 1 января 2008 г.

Суфийский Словарь

‘Абд (множ. число – ‘ибад) – раб; раб Божий.
‘Абид (мн. ч. – ‘уббад) – «(много) поклоняющийся»; суфий, занимающий низшую ступень в суфийской иерархии.
Агъяр – суетности мира, превратности, отвлекающие суфия от Богопознания.
Адаб – нравственные нормы, мораль; этикет, который должен соблюдать суфий в отношении к Господину (Богу).
Азаль – «предвечные времена», состояние «до начала всех времен».
‘Айн йакин – (букв.) глаз «достоверности»; видение «достоверности», результат интуитивного суфийского проникновения («кашф») в сокровенный, невидимый мир; второй уровень познания: 1) ‘илм йакин (достоверное знание); 2) ‘айн йакин (видение или глаз достоверности); 3) хакк йакин (истина достоверности); ‘айн йакин соответствует второму состоянию религиозности в понимании суфиев: 1) ислам (подчинение религиозному закону); 2) иман (убеждение, вера); 3) ихсан (чистосердечие в служении Богу).
‘Айн калб – око, глаз сердца; духовный орган Богопознания, заключенный в сердце человека и отличающийся от интеллекта, умственных способностей и рассудка.
‘Акл – ум, разум, интеллект; дискурсивное мышление в отличие от интуитивного, «сокровенного разума» («басыра») сердца.
‘Амил (мн. ч. – ‘амилун) – работающий; суфий, творящий благое, богоугодные деяния.
Амр – приказ, команда; повеление Бога: «Будь!» как акт творения.
‘Ариф (мн. ч. – ‘арифун) – суфий, занимающий высшую ступень в суфийской иерархии, т. е. «достигший конца Пути к Богу»; «просветленный» (божественным знанием – светом) суфий, обладающий «магрифат» (абсолютной Истиной).
Асар – следы; вещи и явления мира, созданные Богом и как следы указывающие суфию на присутствие божественного в земном мире.
Ахадийа – единственность (существования) Бога, непознаваемая для человека как создания, средствами его чувственного и рассудочного познания, т. к. вне Бога как Единственного Существа в бытии ничто не существует в строгом онтологическом смысле. Но единственность Бога может быть познана через утрату познающим суфием своей экзистенции (существования), через «гибель», «самоуничтожение», в ходе погружения в мистическое состояние «фана» (исчезновение), сходное с состоянием «нирвана». В этом случае Бог познает Себя через Себя. Термин «ахадийа» производен от эпитета Аллаха «Ахад» (Один), который служит для обозначения абсолютной трансцендентности Бога, деперсонификации божественного и выделения основания для любых возможных способов задавания онтологических структур бытия.
Ахират – тот свет, потусторонний мир.
Аулия – святые, святоугодники, Божии угодники; суфийские шейхи высшего ранга, достигшие конца Пути к Богу.
Аусаф азалийа – «предвечные» качества Бога, как, например, «ахадийа» (единственность Бога), Всесокрушимость, Абсолютный произвол (Бога) и т. д.
Аусаф башарийа – свойства человеческой натуры.
Аусаф илахийа – свойства и атрибуты Бога.
Аусаф рубубийа – свойства и атрибуты Бога как Господина (Господа) всего сущего, обосновывающие необходимость поклонения Ему.
Аусаф ‘убудийа – свойства и атрибуты поклонения человека Богу как раба своему Господину.
Бака’ – вечность, постоянство; мистическое состояние суфия, погруженного в божественную Реальность и созерцающего преходящие явления и вещи с позиции вечности.
Барака – благословение, Божья благодать.
Басар – зрение, понимание, орган видения.
Баст – распространение, но не в физическом, а в духовном смысле; радостное состояние, довольство от благорасположения Бога к суфию.
Басыра – «сокровенный разум», «чистое видение» Истины (Бога); «внутреннее видение», расположенное в сердце как в духовном органе Богопознания.
Батыл – ошибка, ложь как противоположность истине.
Батын – тайное, эзотерическое; аль-Батын («Скрытый») – одно из имен-эпитетов Бога.
Башарийа – человеческая природа в противоположность божественной природе.
Бирр – доброта, любовь; праведность, набожность; благодетельность (Бога).
Бу‘д – отдаленность, отчужденность от Бога.
Ваджд – экстаз, транс, безудержное влечение; мистический экстаз и транс.
Вакт – внезапный момент осенения суфия божественными откровениями в мистическом состоянии; «вакт» не связан с прошлым и будущим временем.
Варид (мн. ч. – варидат) – божественное откровение, дарованное суфийскому шейху. Аналог «вахи», божественных откровений, дарованных пророкам от Бога.
Васил (мн. ч. – василун) – «прибывший»; суфий, достигший конца Пути к Богу, «прибывший к Богу»; синоним суфия-арифа.
Вахданийа – единобожие; единство, уникальность божественного как онтологический принцип.
Вахи – внушение, откровение; божественное откровение. «Вахи» как откровение рассматривается в мусульманском богословии как знание божественного закона, которое было даровано пророкам. Мусульманские мистики различают «пророчество» (нубувва) пророков и «святость» (вилайат) суфийских шейхов. Они полагают, что пророчеству способствует «вахи» (божественное откровение), а святости – «илхам» (божественное вдохновение).
Вахм – мнение как противоположность твердому убеждению; иллюзия; подозрение, опасение, страх.
Вилайат – святость суфийских шейхов, угодничество; близость суфийских «святых» шейхов к Богу, сходная с близостью к Богу пророков.
Вирд, (мн. ч. аврад) – неканонические молитвы-литании для прославления Бога; тайная молитва братства; молитва вообще; обязательная молитва братства.
Вуджуд – существование, экзистенция; аль-Вуджуд – Бог как Абсолютная реальность.
Вусул – «прибытие» суфия к Богу, его единство с Богом.
Гайб – невидимый, сокровенный мир, доступный только интуитивному видению в отличие от земного мира, доступного чувствам.
Гайба – мистическое состояние отсутствия суфия для мира, его отрешенность от всего, кроме Бога.
‘Амал (мн. ч. – а‘мал) – действие, работа; богоугодные деяния суфиев (молитвы, радения, умерщвление плоти и т. п.).
Гани – богатый; аль-Гани – один из эпитетов Бога, в котором нуждается «факир» (бедный, суфий).
‘Ауам (или ‘амма) – простые верующие, «не посвященные», в отличие от суфиев, в божественные истины.
Гафла – небрежность, беспечность, безразличие; погруженность в мирское, земное и преходящее.
‘Ирфан – абсолютное знание, итог мистического познания, синоним «магрифат».
Далил – указание, аргумент; познавательное средство рационалистов, обладателей экзотерического (явного) знания, которые используют аргументы и логику в восхождении от явлений к их основе – Богу.
Дамир – совесть, внутренняя сокровенность человека.
Джабарут – высший уровень бытия, мир пребывания Бога в Его единственности, мир чистого божественного Духа.
Джазб (или джазба) – экстаз, транс, веселье; состояние неудержимого влечения суфия к Богу.
Джам‘ – мистическое осознание суфием себя в единстве со всеми явлениями и вещами в виде пребывания в слитности с недифференцированной Реальностью.
Джамил сатрихи – милость Бога, проявляющаяся в смене человеческих качеств суфия Своими качествами.
Зат (аз-Зат) – Божественная Сущность.
Захид ( мн. ч. – зуххад) – суфий, ведущий аскетический образ жизни и занимающий самую низшую ступень в суфийской иерархии.
Захир – явный, видимый; «захир» – обычное, экзотерическое знание; аз-Захир – «Явный, Являющий», один из эпитетов Аллаха.
Зикр – воспоминание; поминание, восхваление Бога; особый способ поминания имен Бога суфием с целью приближения к Богу, погружения в единство с Ним и постижения божественной Сущности.
Зулл – униженность, приниженность, презренность; ощущение суфием себя презренным существом перед величием Бога.
Зухд – аскетизм, оставление мира, уединенность.
‘Ибада – поклонение Богу через исполнение религиозных обрядов.
‘Ибара (мн. ч. – ‘ибарат) – выражение; выражение внутреннего состояния в словах.
Иджад – творение Богом вещей и явлений; акт перевода Богом вещей из небытия, из не существования в актуальное существование («вуджуд»).
‘Илла – причина; слабость и немощность человека.
‘Илм йакин – достоверное знание; результат теоретического, рационального познания; первый, низший уровень познания, соответствует первому (низшему) состоянию религиозности в понимании суфиев – исламу (подчинению религиозному закону).
Иман – вера, убеждение; второе, более высокое состояние (средний уровень) религиозности в понимании суфиев.
Имдад – оказание Богом поддержки созданиям после их перехода из небытия в состояние существования.
Инзал – ниспослание Богом откровений.
Ирада – воля, желание, стремление.
Ислам – подчинение (религиозному закону); первый, самый низший уровень религиозности в мусульманской религии в понимании суфиев.
Исм (мн. ч. – асма’) – имя; имя Бога.
Истибсар – интуитивное видение или медитация суфия.
Ифтикар – состояние нужды в помощи Бога; состояние крайней зависимости от Бога.
Ихлас – чистосердечие, искренность; синоним слова «ихсан», обозначающего высший тип религиозности в понимании суфиев.
Ихтияр – выбор, добровольное желание.
Ишара (мн.ч. – ишарат) – намек, мистическое указание.
Ишрак – озарение, сияние; мистическое озарение суфия божественным Светом (истиной).
Йакиза – бодрствование; постоянное наблюдение суфием Бога во всем; избегание суфием погружения в «сон» (погоню за мирским и суетным).
Йакин – достоверность.
Кабд – сжатие, сужение, но не в физическом, а в духовном смысле; грусть, печаль, подавленное состояние, депрессия, меланхолия; признак отсутствия расположенности Бога к Своему рабу.
Кабира (мн. ч. – кабаир) – тяжелый грех, подрывающий устои религии.
Кадар (мн. ч. – акдар) – судьба, рок, божественное предопределение.
Кадим (аль-Кадим – «Вечный») – имя-эпитет Бога.
Калб (мн. ч. – кулуб) – «сердце» как духовный орган Богопознания, средство интуитивного проникновения в невидимый мир сокровенных божественных тайн. Познание сердцем осуществляется в результате «снятия» с него «хиджаб» (завесы) и освещения его божественным светом «нур».
Карамат – харизма, харизматизм суфийского шейха; чудеса, являемые шейхами-«аулия».

Каун (мн. ч. – акуан) – вселенная, космос; бытие, существование; мн. ч. – создания, тварный мир.
Кашф – интуитивное видение, прозрение; снятие «хиджаб» (завесы) из чувственных вещей, скрывающей невидимый мир божественных сущностей; иррациональный способ познания.
Кидам – вечность.
Курб – расположение в непосредственной близости от Бога.
Латыфа – мистическое знамение или указание, содержащее тончайший смысл, который проносится в сознании, но невыразим в словах.
Латыф (аль-Латыф – «Добрый, Нежный») – одно из имен-эпитетов Бога.
Ма‘на (мн. ч. – ма‘ани) – смысл, идея; архетип, «предвечный смысл, сокровенная божественная идея».
Ма‘рифат – мистическое состояние, в котором пребывает постигший Абсолютную Истину суфий-ариф. Зачастую это понятие западные и отечественные суфиеведы интерпретируют как познание, гносис, что в корне неверно. Ма‘рифат – это состояние мистика, внезапно осознавшего всю истину бытия, где нет ни познающего, ни познаваемого, где все – Бог и Бог – все.
Ма‘сия – ослушание, проявляемое рабом в отношении Бога.
Мадад (мн. ч. – амдад) – поддержка, помощь; дар Бога.
Маджбур – принуждаемый; объект божественного предопределения.
Маджзуб – влекомый; суфий, впавший в транс и экстаз, испытывающий чувство неудержимого влечения к Богу.
Мазхар (мн. ч. – мазахир) – место манифестации божественного.
Макам (мн. ч. – макамат) – «стоянка»; мистический этап на Пути суфия к Богу; «макам» добывается усердным трудом на Пути в отличие от «халь» (мистического состояния), которое даруется «свыше».
Малакут – «серединный мир» между земным миром («Мулк») и сверхчувственным миром единственности Бога («Джабарут»). Мир «Малакут» – местопребывание потустороннего мира, где физическое сосуществует со сверхфизическим: рай состоит из осязаемых вещей и явлений, но его обитатели способны мгновенно перемещаться на огромные расстояния и т. д. «Малакут» – мир божественных повелений («амр»).
Маухиб (мн. ч. – мауахиб) – божественные дары.
Махджуб – скрытый; сокровенный мир божественных сущностей, скрытый «хиджаб» (завесой) из тленных и преходящих вещей.
Му‘амала (мн. ч. – му‘амалат) – обхождение или обращение Бога со Своим рабом.
Му’анаса – доверительное, любезное общение; доверительное общение суфия с Богом.
Му‘джиза – пророческое чудо.
Муджтахид – усердный, прилежный; суфий, прилагающий усилия для прохождения Пути к Богу.
Мукарраб – приблизившийся к Богу.
Мукаууан (мн. ч. – мукаууанат) – создания; сотворенные Богом вещи и явления.
Мукаууин (аль-Мукаууин) – Создатель, Творец – имя-эпитет Бога.
Мулк – земной мир, физический мир существования, сфера материальных явлений; самый низший из трех уровней бытия.
Мукараба – мистическое состояние, когда суфий видит Бога во всех своих поступках или когда, выражаясь иначе, суфий знает, что Бог наблюдает за ним во всех его поступках и движениях.
Муриб – сомневающийся, обвиняемый; человек, испытывающий чувство неуверенности в чистоте своей совести перед Богом.
Мурид – суфий-ученик.
Мушахада – состояние полного мистического озарения «кашф», когда исчезает завеса, препятствующая сердцу суфия постигать божественные тайны.
Мушриф – суфийский шейх-наставник, воспитывающий суфия-мурида. Синоним мушрифа – муршид.
Мутаджаррид – суфий, совершивший «таджрид», отрешившийся от причин и следствий этого мира; оставивший мир суфий.
Мутасаббиб – человек, связанный с миром, с его причинами и следствиями, чувственными влечениями.
Нафас (мн. ч. – анфас) – (букв.) вдох; одна из религиозных ступеней веры: нижняя ступень – ислам (подчинение Богу и исполнение пяти предписаний: признание Единого Бога, исполнение ежедневной пятикратной молитвы, соблюдение поста, уплата налога-закят, совершение паломничества); вторая ступень – иман (вера в Бога, в Его ангелов, в священные книги, в пророков, в Судный День, в предопределенность); высшая ступень – ихсан (чистосердечие, искренность в отношении к Богу, «как если бы ты видел Бога, потому что если ты не видишь Его, Он видит тебя» (хадис-высказывание Пророка Мухаммада)).
Нафс (мн. ч. – нуфус) – душа, «эго» человека; источник низменных страстей и влечений человека, сбивающих его с истинного пути.
Нийат – намерение человека.
Нур (мн. ч. – анвар) – свет; божественный свет, несущий Истину; основа существования – экзистенции.
Рабб (ар-Рабб) – Господь Бог.
Риадийат – психофизические упражнения суфиев, исполняемые с целью умерщвления «плотской души», духовного воспитания и совершенствования.
Ризк – пища; как материальная, так и духовная пища.
Рубубийа – качество или природа Бога как Господа миров.
Рух (мн. ч. – аруах) – жизненный дух, витающий между телом и душой; дух, пребывающий вне чувственного мира и являющийся обозначением божественного Святого Духа; духовная сокровенность, помещенная в человеке и являющаяся слепком с Духа-архетипа, расположенного в мире «Джабарут».
Руятун – видение; как физическое зрение, так и духовное видение.
Сабаб (мн. ч. – асбаб) – причина; явления и вещи земного мира, привязывающие человека к преходящему и тленному.
Сагира – мелкий грех, незначительный проступок.
Саир (мн. ч. – саирун) – идущий; суфий, идущий по Пути к Богу. Саир – синоним салика.
Салик (мн. ч. – саликун) – следующий по Пути; суфий, занимающий вторую ступень в суфийской иерархии: 1) «талиб» – вступающий на Путь к Богу; 2) «салик» – идущий, следующий по Пути; 3) «васил» – достигший конца Пути, т. е. прибывший к Богу.
Сарира (мн. ч. – сараир) – сокровенность сердца, тайная сокровенность человека.
Сейр – движение; марш суфия к Богу.
Сиратим мустаким – «прямой путь», предначертанный для людей Аллахом и изложенный в Коране и сунне Пророка Мухаммада.
Сирр (мн. ч. – асрар) – тайна; сокровенная тайна в человеке, которая связана с миром божественных тайн и предвечных сущностей; «самость» человека.
Сифат (мн. ч. – аусаф) – качество как человека, так и Бога.
Сукр – опьянение; мистическое состояние «опьяненности» суфия своей любовью к Богу.
Та‘а (мн. ч. – та‘ат) – подчинение, покорность; покорность раба Богу.
Та‘арруф – предоставление Богом возможности человеку (суфию) познакомиться с Ним.
Таваджжух – устремленность, направленность; полная обращенность суфия, телом и сердцем, к Богу.
Тадбир – устроение, принятие мер; Божий замысел.
Таджаллийат – манифестация божественного в мире, Богоявление.
Таджрид – отрешенность, уход суфия от мира в целях концентрации для созерцания Бога.
Талиб – суфий, находящийся в начале Пути к Богу; суфий, занимающий самую низшую ступень в суфийской иерархии.
Тамкин – упрочение в одном из мистических состояний.
Таназзул – нисхождение с высоты божественной Реальности; движение вниз, к земному миру, суфия-«маджзуб», который в состоянии транса сразу достиг Абсолюта, слился с божественной Сущностью без предварительного прохождения Пути к Богу.
Таракки – подъем; восхождение суфия-«салик» к божественной Реальности через наблюдение «асар» («следов» Бога, Его созданий) к Его Именам («асма-ун»), от Имен к Его качествам («аусаф»), от Качеств к Его Сущности («аз-Зат»).
Тарика (или тарик) – путь, дорога; метод мистического познания суфиями Истины (Бога). «Тарикат» – суфийское братство, практикующее особый метод Пути-«тарика» мистического познания. Таким образом, «тарикат»-братство – есть единство «тарика»-метода, «силсила» – линии духовной преемственности и формальной организации (братства).
Тауба – покаяние, раскаяние; покаяние, совершаемое суфием перед Богом.
Таухид – единобожие; единственность Бога в понимании суфиев: есть только Бог, остальное в мире не существует в подлинном онтологическом смысле.
Тахаккук – упрочение; духовная реализация суфия в мистическом познании.
‘Узла – уединение, изоляция; уход от мира.
‘Улема’ – религиозные ученые-традиционалисты, хранители «правоверия», сторонники «явного» («захир»), экзотерического знания, оппоненты суфиев, сторонников «тайного» («батын»), эзотерического знания.
‘Унс – задушевность, обходительность; обходительное отношение Бога к своему рабу.
Фада’ – космос; воздушное пространство; пространство для мистического движения созерцающего видения суфия в ходе его Богопознания.
Фа‘ил – действующий, совершающий действие; Бог как единственный творец-действователь в мире.
Файд – излияние, эманация; понятие, принятое в мусульманской богословской литературе для обозначения процесса порождения Вселенной из божественного источника.
Факир (мн. ч. – фукара) – бедный, нуждающийся; синоним суфия, используется суфиями для подчеркивания скромности адептов своего направления. Суфий всегда нуждается в помощи от аль-Гани, «Богатого» (Бога).
Факр – бедность, нужда; нужда в духовном, мистическом смысле как зависимость суфия от Бога.
Фана’ – исчезновение, гибель, уничтожение; в суфизме – «самоуничтожение», «стирание» личностных качеств и атрибутов, замена их божественными, растворение личности суфия в Сущности (Бога) через единение с Ним, состояние недифференцированного единства суфия с Богом, утрата «я» суфием; состояние, сходное с состоянием «нирвана».
Фарк – различие; сокрытость, отгороженность суфия-«салика» (идущего к Богу) от Бога тварностью, созданиями.
Фикра (мн. ч. – афкар) – размышление; теоретическое размышление и мистическое размышление (медитация).
Фуркан – разделяющий, отличающий; средство различения истины и лжи; одно из названий Корана.
Хавасс (или хасса) – «избранные», суфийские шейхи-«аулия», постигшие Абсолютное Знание, познавшие Истину (Бога).
Хадис кудси – сообщения Пророка Мухаммада о словах Аллаха, не вошедших в Коран.
Хадрат кудсихи – Присутствие Его святости; «озаряющая» способность сокровенного разума («басыра»), реализующаяся в виде «священного присутствия» суфия рядом с Богом.
Хакикат (мн. ч. – хакаик) – мистическая (эзотерическая) истина; реальность в мистическом смысле; божественная Реальность; в учениях некоторых суфиев «хакикат» – высшая ступень в религиозной практике и познании: шариат (религиозный закон) – тарикат (суфийское братство) – хакикат (абсолютная Истина).
Хакк (мн. ч. – хукук) – правда, подлинность, право, истина; истина как противоположность лжи; аль-Хакк – одно из имен-эпитетов Аллаха, передает значения: «Истина», «Абсолютная Реальность», «Бог».
Хакк йакин – «истина достоверности», третий и последний уровень (этап) суфийского познания.
Халват (мн. ч. – халават) – духовное уединение, изоляция суфия от мира.
Халк – тварность; создания, люди.
Халь (мн. ч. – ахвал) – мистическое состояние, внезапно находящее на суфия, во время пребывания в котором суфий постигает мистические знания об Абсолюте. Если «стоянка-макам» на Пути достается суфию в результате его усердного труда, то «халь» даруется ему Богом в самый неожиданный момент.
Харк аль-‘ауаид – «разрыв привычного» или демонстрация суфием необыкновенных способностей и чудес (хождение по воде, исцеление неизлечимо больного, оживление мертвеца, полеты по воздуху и т. д.).
Хиджаб (мн. ч. – худжуб) – завеса; завеса из тварных, тленных явлений, скрывающая Бога от суфия; иллюзия.
Хидма – служение Богу.
Химма (мн. ч. – химам) или аль-химма аль-‘улья – решимость, сильное желание, устремленность, воля; духовная устремленность, полное предоставление суфием себя в распоряжение божественного рока. Это слово во множественном числе («химам») обозначает чистое вдохновение.
Худур – постоянное присутствие в сознании суфия мысли о Боге; чувство постоянного присутствия у Бога.
Хузуль – безразличие; апатия; безразличие к общественному мнению в понимании суфиев.
Хусн аль-адаб – чистосердечное поведение суфия, его полное предание себя воле Бога и искренняя самоотдача на службе Всевышнему Господу.
Хусусийа – качество «избранности» суфийских шейхов-«аулия».
Шабах (мн. ч. – ашбах) – образ, вид; образы и виды материального мира.
Шариат – «прямой, правильный путь»; религиозный закон; предписания, установленные в исламе в качестве обязательных для исполнения верующими мусульманами; в учениях некоторых суфиев «шариат» – первая ступень в религиозной практике и познании (см. выше «хакикат»).
Шатх (мн. ч. – шатахат) – экстатическое высказывание или изречение, произносимое суфием, утратившим контроль над собой в момент транса и мистического экстаза (ваджд).
Шахада – свидетельство; исламский символ веры, выражаемый формулой «Ла илаха илла Аллаха Мухаммадун расулу Аллахи» (Нет богов, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха).
Ширк – придание Богу сотоварища, многобожие; «ширк» рассматривается в исламе как тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр).
Шоук (мн. ч. – ашуак) – томление, тоска, сильное желание; томление, тоска суфия по объекту своей любви – Богу.
Шухуд – созерцание, видение; мистическое созерцание суфием сокровенных тайн невидимого мира «гайб».

Использован суфийский словарь из перевода И. Насырова «КНИГИ МУДРОСТЕЙ» ИБН АТА’ АЛЛАХА АЛЬ ИСКАНДАРИ.