Общие Положения Суфизма
Суфизм — это великое знание и учение, он имеет достоверную и сильную основу, это путь, ведущий к вечному благу, лекарство от многих болезней. Это путь, который очищает человеческую душу, он зеркало истинной исламской жизни. Его цель — очищение человека от всего негативного и украшение его души всеми позитивными качествами. Этот путь призывает следовать примеру Пророка, мир ему, и ставит перед собой следующие цели:
1 Очищение души и ее ревизия.
2 Стремление к довольству Аллаха.
3 Приверженность к бедности и нужде.
4 Воспитание любви и милосердия в сердце верующего.
5 Украшение человеческой личности всеми прекрасными качествами, к которым призывал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
Итак проанализируем эти пять целей, или, другими словами, правил.
Очищение души и ее ревизия. Смысл этого правила в том, что каждый, кто хочет стать приближенным к Аллаху, должен отчитывать свою душу, как бы проводить ее ревизию, до того момента, когда уже только Аллах будет рассчитывать своих рабов. Истинно верующий должен переосмысливать все свои деяния, проверять, насколько они искренни. Он должен анализировать свою душу, не закрались ли в нее какие-либо негативные качества. Именно об этому Умар сказал: «Рассчитывайте себя до того, как вас рассчитают, взвешивайте ваши деяния до того, как они будут взвешены».
Стремление к довольству Аллаха. Смысл этого правила в том, что настоящий суфий должен всеми своими деяниями и всеми своими словами стремиться к довольству Аллаха, он должен омывать свое сердце прозрачной и чистой водой искренности ради довольства Аллаха. По этому поводу Аллах Всевышний сказал в Коране слова, означающие: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Нему» (18:28), а также «И всякую милость возмещает сполна только из стремления к Господу своему Всевышнему» (92:19-20).
Приверженность к бедности и нужде. Смысл этого правила в том, что верующий должен быть аскетом в отношении благ этого мира и его красот. Приверженность же к бедности — прямое доказательство сдержанности, она подобна мечу, обрубающему связь раба Аллаха с шайтаном. В этом деянии человеческой душе помогает искреннее богослужение, в котором нет ни капли высокомерия и испорченности. Богослужение ведет человека к духовной чистоте и высоте. Что касается нужды, то она очищает человека от мирских украшений, ведет человека к истинной богобоязненности. Нуждающийся со всеми своими мольбами искренне обращается к Аллаху, обладающему абсолютным могуществом, надеется на Его помощь. Нужда — это подтверждение истинного поклонения в отношении только Аллаха, что лежит в основе тасаввуфа, акиды и веры. Подводя итог сказанного, мы говорим, что бедность — это основа суфизма, суфийские степени и достоинства достижимы только при условии бедности и аскетизма. Мир и его красоты должны быть в руках человека, а не в его сердце. Он должен чувствовать себя богатым тем, что ему обещал Аллах, и считать ничтожными блага этого мира.
Воспитание любви и милосердия в сердце верующего. Смысл этого правила в том, что суфий должен любить всех мусульман, уважать их и выполнять все обязанности в отношении верующих, наложенные на него Шариатом. И если человек будет старателен в этом деянии, то Аллах прольет на него свет своей милости, даст ему возможность вкусить сладость довольства. Таким образом, верующий достигнет любви и довольства, которые были присущи пророкам. В Коране Аллах, обращаясь к Пророку, мир ему, говорит слова, означающие: «Мы послали тебя только как милость для миров» (21:107). Абу Бакр по этому поводу сказал: «Не пренебрегай верующими, так как это великий грех».
Украшение человеческой личности всеми прекрасными качествами, к которым призывал Пророк. Это правило составляет сущность религии и суфийских норм, каждый мусульманин должен быть прост и мягок в отношении членов своей семьи, а также в отношении всех мусульман, Аллах Всевышний по этому поводу ниспослал аят: «Говорите людям благое» (2:83).
В одном из риваятов приводится следующее: «Все обитатели Рая приветливы и добры, а все обитатели Ада грубы и жестоки, ведь Аллах рассчитывает раба согласно его характеру». В одном из хадисов кудси говорится: «"О человек, Я заболел, а ты даже не справился о Моем здоровье". Человек на это скажет: „О Господь мой, как я могу справиться о Твоем здоровье, ведь Ты Господь миров?" На это Аллах ответит: „Разве ты не знал, что вот этот Мой раб был болен, если бы ты его посетил, то нашел бы Меня рядом с ним". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я просил тебя о пище, а ты не накормил Меня", и человек скажет: „О мой Господь, как же я могу накормить Тебя, ведь Ты Господь миров". На это Аллах ответит: „Вот этот Мой раб попросил у тебя еды и если бы ты его накормил, то Я вознаградил бы тебя за это". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я у тебя попросил напиться, а ты не напоил Меня". На это раб ответит: „О Господь мой, как же я могу тебя напоить, ведь Ты Господь миров". Аллах скажет: „Мой вот этот раб попросил тебя, чтобы ты напоил его, и если бы ты его напоил, то Я тебя наградил бы за это"». Этот хадис приводит нам примеры позитивных качеств верующего человека, он дает закон, согласно которому должен жить каждый человек в этом мире. И тот человек, который будет выполнять предписания этого хадиса, будет постоянно ощущать присутствие Аллаха.
1 Очищение души и ее ревизия.
2 Стремление к довольству Аллаха.
3 Приверженность к бедности и нужде.
4 Воспитание любви и милосердия в сердце верующего.
5 Украшение человеческой личности всеми прекрасными качествами, к которым призывал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.
Итак проанализируем эти пять целей, или, другими словами, правил.
Очищение души и ее ревизия. Смысл этого правила в том, что каждый, кто хочет стать приближенным к Аллаху, должен отчитывать свою душу, как бы проводить ее ревизию, до того момента, когда уже только Аллах будет рассчитывать своих рабов. Истинно верующий должен переосмысливать все свои деяния, проверять, насколько они искренни. Он должен анализировать свою душу, не закрались ли в нее какие-либо негативные качества. Именно об этому Умар сказал: «Рассчитывайте себя до того, как вас рассчитают, взвешивайте ваши деяния до того, как они будут взвешены».
Стремление к довольству Аллаха. Смысл этого правила в том, что настоящий суфий должен всеми своими деяниями и всеми своими словами стремиться к довольству Аллаха, он должен омывать свое сердце прозрачной и чистой водой искренности ради довольства Аллаха. По этому поводу Аллах Всевышний сказал в Коране слова, означающие: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Нему» (18:28), а также «И всякую милость возмещает сполна только из стремления к Господу своему Всевышнему» (92:19-20).
Приверженность к бедности и нужде. Смысл этого правила в том, что верующий должен быть аскетом в отношении благ этого мира и его красот. Приверженность же к бедности — прямое доказательство сдержанности, она подобна мечу, обрубающему связь раба Аллаха с шайтаном. В этом деянии человеческой душе помогает искреннее богослужение, в котором нет ни капли высокомерия и испорченности. Богослужение ведет человека к духовной чистоте и высоте. Что касается нужды, то она очищает человека от мирских украшений, ведет человека к истинной богобоязненности. Нуждающийся со всеми своими мольбами искренне обращается к Аллаху, обладающему абсолютным могуществом, надеется на Его помощь. Нужда — это подтверждение истинного поклонения в отношении только Аллаха, что лежит в основе тасаввуфа, акиды и веры. Подводя итог сказанного, мы говорим, что бедность — это основа суфизма, суфийские степени и достоинства достижимы только при условии бедности и аскетизма. Мир и его красоты должны быть в руках человека, а не в его сердце. Он должен чувствовать себя богатым тем, что ему обещал Аллах, и считать ничтожными блага этого мира.
Воспитание любви и милосердия в сердце верующего. Смысл этого правила в том, что суфий должен любить всех мусульман, уважать их и выполнять все обязанности в отношении верующих, наложенные на него Шариатом. И если человек будет старателен в этом деянии, то Аллах прольет на него свет своей милости, даст ему возможность вкусить сладость довольства. Таким образом, верующий достигнет любви и довольства, которые были присущи пророкам. В Коране Аллах, обращаясь к Пророку, мир ему, говорит слова, означающие: «Мы послали тебя только как милость для миров» (21:107). Абу Бакр по этому поводу сказал: «Не пренебрегай верующими, так как это великий грех».
Украшение человеческой личности всеми прекрасными качествами, к которым призывал Пророк. Это правило составляет сущность религии и суфийских норм, каждый мусульманин должен быть прост и мягок в отношении членов своей семьи, а также в отношении всех мусульман, Аллах Всевышний по этому поводу ниспослал аят: «Говорите людям благое» (2:83).
В одном из риваятов приводится следующее: «Все обитатели Рая приветливы и добры, а все обитатели Ада грубы и жестоки, ведь Аллах рассчитывает раба согласно его характеру». В одном из хадисов кудси говорится: «"О человек, Я заболел, а ты даже не справился о Моем здоровье". Человек на это скажет: „О Господь мой, как я могу справиться о Твоем здоровье, ведь Ты Господь миров?" На это Аллах ответит: „Разве ты не знал, что вот этот Мой раб был болен, если бы ты его посетил, то нашел бы Меня рядом с ним". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я просил тебя о пище, а ты не накормил Меня", и человек скажет: „О мой Господь, как же я могу накормить Тебя, ведь Ты Господь миров". На это Аллах ответит: „Вот этот Мой раб попросил у тебя еды и если бы ты его накормил, то Я вознаградил бы тебя за это". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я у тебя попросил напиться, а ты не напоил Меня". На это раб ответит: „О Господь мой, как же я могу тебя напоить, ведь Ты Господь миров". Аллах скажет: „Мой вот этот раб попросил тебя, чтобы ты напоил его, и если бы ты его напоил, то Я тебя наградил бы за это"». Этот хадис приводит нам примеры позитивных качеств верующего человека, он дает закон, согласно которому должен жить каждый человек в этом мире. И тот человек, который будет выполнять предписания этого хадиса, будет постоянно ощущать присутствие Аллаха.
<< Главная страница