вторник, 1 января 2008 г.

Общие Положения Суфизма

Суфизм — это великое знание и учение, он имеет достоверную и сильную основу, это путь, ведущий к вечному благу, лекарство от многих болезней. Это путь, который очищает человеческую душу, он зеркало истинной исламской жизни. Его цель — очищение человека от всего негативного и украшение его ду­ши всеми позитивными качествами. Этот путь призывает следовать примеру Пророка, мир ему, и ставит перед собой следующие цели:


1 Очищение души и ее ревизия.
2 Стремление к довольству Аллаха.
3 Приверженность к бедности и нужде.
4 Воспитание любви и милосердия в сердце верующего.
5 Украшение человеческой личности всеми прекрасными качествами, к которым призывал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

Итак проанализируем эти пять целей, или, другими словами, правил.

Очищение души и ее ревизия. Смысл этого правила в том, что каждый, кто хочет стать приближенным к Аллаху, должен отчиты­вать свою душу, как бы проводить ее ревизию, до того момента, ког­да уже только Аллах будет рассчитывать своих рабов. Истинно ве­рующий должен переосмысливать все свои деяния, проверять, на­сколько они искренни. Он должен анализировать свою душу, не за­крались ли в нее какие-либо негативные качества. Именно об этому Умар сказал: «Рассчитывайте себя до того, как вас рассчитают, взвешивайте ваши деяния до того, как они будут взвешены».

Стремление к довольству Аллаха. Смысл этого правила в том, что настоящий суфий должен всеми своими деяниями и всеми свои­ми словами стремиться к довольству Аллаха, он должен омывать свое сердце прозрачной и чистой водой искренности ради довольст­ва Аллаха. По этому поводу Аллах Всевышний сказал в Коране слова, означающие: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Нему» (18:28), а также «И всякую милость возмещает сполна только из стремления к Господу свое­му Всевышнему» (92:19-20).

Приверженность к бедности и нужде. Смысл этого правила в том, что верующий должен быть аскетом в отношении благ этого мира и его красот. Приверженность же к бедности — прямое доказа­тельство сдержанности, она подобна мечу, обрубающему связь раба Аллаха с шайтаном. В этом деянии человеческой душе помогает ис­креннее богослужение, в котором нет ни капли высокомерия и ис­порченности. Богослужение ведет человека к духовной чистоте и высоте. Что касается нужды, то она очищает человека от мирских украшений, ведет человека к истинной богобоязненности. Нуждаю­щийся со всеми своими мольбами искренне обращается к Аллаху, об­ладающему абсолютным могуществом, надеется на Его помощь. Нуж­да — это подтверждение истинного поклонения в отношении только Аллаха, что лежит в основе тасаввуфа, акиды и веры. Подводя итог сказанного, мы говорим, что бедность — это основа суфизма, суфий­ские степени и достоинства достижимы только при условии беднос­ти и аскетизма. Мир и его красоты должны быть в руках человека, а не в его сердце. Он должен чувствовать себя богатым тем, что ему обещал Аллах, и считать ничтожными блага этого мира.

Воспитание любви и милосердия в сердце верующего. Смысл этого правила в том, что суфий должен любить всех мусульман, ува­жать их и выполнять все обязанности в отношении верующих, нало­женные на него Шариатом. И если человек будет старателен в этом деянии, то Аллах прольет на него свет своей милости, даст ему воз­можность вкусить сладость довольства. Таким образом, верующий достигнет любви и довольства, которые были присущи пророкам. В Коране Аллах, обращаясь к Пророку, мир ему, говорит слова, означа­ющие: «Мы послали тебя только как милость для миров» (21:107). Абу Бакр по этому поводу сказал: «Не пренебрегай верующими, так как это великий грех».

Украшение человеческой личности всеми прекрасными каче­ствами, к которым призывал Пророк. Это правило составляет сущность религии и суфийских норм, каждый мусульманин должен быть прост и мягок в отношении членов своей семьи, а также в отно­шении всех мусульман, Аллах Всевышний по этому поводу ниспослал аят: «Говорите людям благое» (2:83).
В одном из риваятов приводится следующее: «Все обитатели Рая приветливы и добры, а все обитатели Ада грубы и жестоки, ведь Аллах рассчитывает раба согласно его характеру». В одном из хадисов кудси говорится: «"О человек, Я заболел, а ты даже не справился о Моем здоровье". Человек на это скажет: „О Господь мой, как я могу справиться о Твоем здоровье, ведь Ты Господь ми­ров?" На это Аллах ответит: „Разве ты не знал, что вот этот Мой раб был болен, если бы ты его посетил, то нашел бы Меня рядом с ним". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я просил тебя о пище, а ты не накормил Меня", и человек скажет: „О мой Господь, как же я могу накормить Тебя, ведь Ты Господь миров". На это Аллах отве­тит: „Вот этот Мой раб попросил у тебя еды и если бы ты его на­кормил, то Я вознаградил бы тебя за это". Далее Аллах скажет: „О раб Мой, Я у тебя попросил напиться, а ты не напоил Меня". На это раб ответит: „О Господь мой, как же я могу тебя напоить, ведь Ты Господь миров". Аллах скажет: „Мой вот этот раб попро­сил тебя, чтобы ты напоил его, и если бы ты его напоил, то Я тебя наградил бы за это"». Этот хадис приводит нам примеры позитивных качеств верующего человека, он дает закон, согласно кото­рому должен жить каждый человек в этом мире. И тот человек, ко­торый будет выполнять предписания этого хадиса, будет постоян­но ощущать присутствие Аллаха.