Состояние и перспективы Ислама в современной России
Состояние и перспективы Ислама в современной России
(Доклад Харуна Сидорова на 11-й Международной конференции по фикху в Кейптауне 18-19 октября 2008 года)
Бисмиляхи, Рахмани, Рахим!
Мой доклад посвящен состоянию и перспективам Ислама в современной России. Ислам на территории современной России имеет древнюю историю, более древнюю, чем Христианство. Но я хочу отметить лишь один, как мне кажется, самый важный факт из нее.
Не только Кавказ или тюркские регионы, но почти вся территория России исторически является Дар уль Исламом. Потому, что в 1313 году хан Узбек провозгласил Шариат на территории Золотой Орды, а это большая часть территории современной России. А мы знаем мнение исламских ученых, что если какая-то земля была в свое время Землей Ислама, потом она уже не может считаться для мусульман обычной землей.
Конечно, большинство факихов считают, что Дар уль Ислам – это земля, где законом правления является Шариат. Однако есть и мнение, согласно которому Землей Ислама можно считать любую землю, на которой мусульмане утвердились, чувствуют себя уверенно, могут соблюдать свою религию и публично призывать к молитве.
Так или иначе, у Ислама в России существует большой потенциал, который связан с тремя факторами:
· около 20 миллионов граждан России из 140 составляют народы, исторически принадлежащие к Исламской умме;
· геополитически Россия сегодня заинтересована в союзе с Исламским миром для сдерживания американского гегемонизма, активно развиваются ее связи с мусульманскими странами, несколько лет назад Россия стала наблюдателем Организации Исламская Конференция;
· все больше и больше коренных русских людей после краха коммунизма, разочаровавшись в демократии и не веря в Христианство как социальную альтернативу, видят спасение для России именно в Исламе и тысячи русских людей сегодня принимают Ислам. В 2004 году была создана Национальная Организация Русских Мусульман, объединяющая таких людей.
Тем не менее, несмотря на сказанное выше, современное состояние Ислама в России неутешительно для страны, где у него есть такой потенциал.
Мусульмане и их позиция практически не представлены в средствах массовой информации и политическом классе страны.
Российское общество в целом настороженно настроено к тому, чтобы мусульмане могли открыто исповедовать и проповедовать свою религию, в большинстве случаев религиозно практикующие мусульмане пока подвергаются дискриминации в социальной сфере, а правоохранительные органы воспринимают любую исламскую активность как потенциальную угрозу, из-за чего многие мусульмане арестовываются или эмигрируют, запрещаются исламские книги вплоть до Сиры Пророка, мир ему.
Такая исламофобия сдерживает развитие отношений России с Исламским миром.
Все это может показаться странным, т.к. высшее руководство России и лично Владимир Путин неоднократно делали заявления о дружественном отношении к Исламу, вплоть до того, что Россия является частью Исламского мира. В чем же причина несоответствия между декларациями лидеров России и политикой государственной бюрократии и масс-медиа? Одни из них коренятся в состоянии политического руководства России, другие - самого мусульманского сообщества.
С одной стороны, мы видим желание Владимира Путина восстановить политический суверенитет и могущество России. С другой стороны - тотально коррумпированный партийно-государственный аппарат, сабботирующий все проекты модернизации. Также мы видим политику либеральных экономистов, делающих самую обеспеченную природными ресурсами страну заложниками обанкротившейся мировой финансовой системы. Весь этот политический класс просто инстинктивно чувствует угрозу в Исламе.
А что же сами мусульмане?
Исламская умма в России
Надо сказать, что слабость Уммы в России во многом связана именно с ним. Дело в том, что в советские времена было практически полностью уничтожено традиционное исламское богословие России, убиты и высланы из страны тысячи алимов. Поэтому в России сегодня почти нет реальных религиозных авторитетов, которые могли бы собрать вокруг себя мусульман.
Духовные управления за исключением некоторых регионов являются не идеологическим, а бюрократическим институтом, а самозваная «мусульманская общественность России» пропагандирует политический ислам и т.н. общеисламскую солидарность, пытаясь не замечать различий между мусульманами и шиитами, суфиями и салафитами. Они распространяют модернисткую идеологию Аль-Азхара и ему подобных и кроме дезориентации мусульман в целом несут ответственность за усиливающееся влияние шиитов, которым они охотно предоставляют свои трибуны.
Что касается господствующих идеологических тенденций среди мусульман и тех, кто ими себя считает, в современной России можно выделить четыре основных направления.
Это проправительственный и аполитичный салафизм, который находится в жестком конфликте с салафитами-джихадистами. Последние выступают за отделение мусульманских регионов Поволжья и Кавказа от России. И это также классические сунниты и классические шииты. И все эти направления находятся в идеологическом противоборстве между собой, причем, ни одна из сторон пока не имеет явного перевеса.
Наконец, геополитическое измерение. У мусульман есть две главные позиции по отношению к России. Первая, что это враждебное Исламу государство, в котором у мусульман нет перспектив и от которого надо отделить исламские земли. Это позиция вооруженных сепаратистов, популярная среди радикальной молодежи.
Вторая позиция исходит из того, что необходимо строить сильную Мусульманскую общину в самой России, чтобы поддерживать ее как потенциального союзника Исламского мира. Однако проблема большинства тех, кто занимает такую позицию в том, что они воспринимают Ислам как религию этнических меньшинств, противостоящих 80% русского населения России.
Единственной исламской организацией, представляющей другую позицию, является Национальная Организация Русских Мусульман. Мы говорим о том, что в России должно быть сильное сообщество русских мусульман, которое не противопоставляет себя национальному государству. Безусловно, национальное государство исторически должно остаться в прошлом, но специфика России такова, что чтобы преодолеть национальное государство русским нужно прежде его обрести.
Перспективы Ислама в России
На мой взгляд, у Ислама и мусульман в России могут быть достойные перспективы при достижении следующих условий:
1) создании и развитии исламских общин, для чего в первую очередь нужны кадры в виде суннитских ученых, имамов-проповедников и образованных лидеров, способных руководить исламскими сообществами в сложных политических условиях;
2) правильном политическом позиционировании ведущих исламских структур по отношению к национальному государству, при котором ведущую роль в представительстве позиций мусульман перед обществом должны играть люди, которым небезразличны, тем более, не враждебны интересы основного народа;
3) после всего этого прорыв реструктурированным национальным исламским сообществом информационной блокады и полномасштабное противодействие дискриминации мусульман со стороны силы, которая может обеспечить лояльность членов ее общин государству в обмен на соблюдение их прав.
С высокой вероятностью можно предположить, что пока политику по отношению к Исламу в России будет осуществлять политический класс, тесно связанный с бюрократией и капиталистами, эта политика будет наследовать генетическую исламофобию трех предыдущих эпох: византийской, коммунистической и либеральной. Но также верно и то, что результатом господства этого класса будет провал политических усилий Владимира Путина и его соратников.
Мусульмане России, вооруженные учением шейха доктора Абдулькадыра ас-Суфи, могут и должны предложить свое решение обоих проблем. Это демонтаж бутафорской демократии и переход к прямому единоличному правлению без посредничества партийно-бюрократической мафии. В этом случае исламская община сможет заключить прямой договор с единоличным правителем или даже стать его опорой. Это также предполагает отказ от самоубийственной либеральной финансовой политики, возрождение золотого рубля и отказ от ростовщичества в пользу экономики реального богатства. Никто лучше мусульман не может помочь суверенному правителю России осуществить эту задачу.
И, наконец, это формулирование мусульманами того, что Раис Абу Бакр обозначил как политику нового номоса. Применительно к России это предполагает перенос геополитического центра России в Сибирь и фокусировании русской геополитической активности на Тихоокеанском и Центральноазиатском направлениях. В этом случае татарские исламские земли окажутся в самой сердцевине России, вокруг ее новой столицы, что будет способствовать изменению роли мусульман в стране.
Мусульманам нужны лоббисты - грамотные политики, аналитики и журналисты, способные презентовать российскому обществу такое видение, будучи его неотъемлемой частью и не вызывая отторжения как чужаки. Но в основе всего этого должна быть среда, рождающая и воспитывающая таких проводников мусульманских интересов и помогающая им добиться успеха.
Это будет возможно, только если мусульмане России услышат послания шейха Абдулькадыра ас-Суфи, который говорит следующее:
"Если мы сохраним Джамаат как центральную гражданскую сущность, вскоре мы сумеем реализовывать более масштабную политику.
Мусульмане - в полной противоположности с Шиитскими клерикалами - не выплачивают свой Закят муллам. Но у нас должны быть Амиры, которые ВЗИМАЮТ Закят.
Джамаат в своей сущности должен стать гражданской единицей, внутри которой осуществляется взаимопомощь, раздается саддака и происходит совещание. Образование и обучение Дину должны быть нашей общей ответственностью и удовольствием".
<< Главная страница