воскресенье, 25 мая 2008 г.

Птичка-королек и Халифат Любви

"Королек - птичка певчая". Этот фильм я смотрел в далеком детстве, когда с очарованием для просмотра его у телевидения собиралась значительная часть населения еще СССР. И единственное, что осталось из него в детской памяти и было пронесено через многие годы - пронзительная музыка. Помню, как я сидел на занятии в полубезлюдном классе школы, окно которой выходило во двор, общий с музыкальной школой. И из одного из окон на фоно раздавалась эта мелодия, а я сидел, смотрел во двор на пасмурное небо и слушал, слушал. Один из моментов, который запомнился мне на всю жизнь.

Второй раз я смотрел этот фильм несколько месяцев назад, смотрел по какому-то дециметровому каналу серия за серией, запоем, не мог оторваться. Красивый, добрый, суфийский фильм.

Я смотрел и поражался, как столь откровенно исламский фильм могли выпустить на широкие экраны в 80-е годы в секуляристской Турции. Фильм, в котором секуляристы-западники показаны примитивными ублюдками, а положительными героями - исключительно мусульмане, от простых до влиятельных людей, с разной степенью грамотности и благочестия, но сохранившие в своих сердцах веру в Аллаха и любовь к Нему, живую, неподдельную религиозность.

Насколько глубоким, хотя и неоднозначным по финалу, является сюжет про суфийского шейха Юсуфа, сюжет, не только отражающий благоговейное отношение всех без исключения османских мусульман к шейхам, но и приподнимающий завесу над одной из основных суфийских тем - Любви и Страсти (Хубб)...

Та музыка из "Королька", разливающаяся по школьному двору, всю жизнь навевала на меня грусть, но грусть особого рода. Орхан Памук, человек абсолютно далекий от Ислама, в своем автобиографическом романе "Стамбул" посвятил целую главу этой грусти или печали, пронизывающей османскую культуру, возводя ее природу к кораническому хузну.

Там он рассматривает также суфийское понимание хузна и в сути своей излагает его правильно, говоря о позитивном отношении суфизма к такого рода печали. И это действительно так, потому, что грусть, характерная для суфизма - это светлая грусть, позитивная грусть, которая только и должна сопутствовать Таухиду, не та надрывная, мрачная грусть, которая присуща безбожникам, дуалистам и нигилистам.

Турецкая исламская культура как будто бы является отражением всей палитры красок и переливов, присущих для суфийского мироощущения. И в этом смысле соприкосновение с ней, от погружения в стихию Стамбула до простого просмотра фильма "Королек птичка певчая" является духовным пиршеством для любого суфия. Напротив, на нигилиста, наверное, она должна производить отталкивающее и даже угнетающее впечатление, и поэтому я благодарен Аллаху, что Он впервые дал мне попасть в этот благословенный город, когда в моем сердце уже жила любовь к Шейху...

Пронизана этим суфийским халом и нуром османская культура, но находясь посреди нее, ни на минуту нельзя забыть, что она суть наследие Халифата Османов. Халифата, сокровенная ценность которого была даже не в том, что он был распространителем Ислама, защитником и прибежищем мусульман. Это ценность внешняя, которую нельзя умалить. Но не меньшая ценность его заключается в том, что это был Халифат, словно бы созданный для расцвета Любви, для пестования Красоты, ограждения Грусти, сохранения Света.

Соприкасаясь со всем этим, я ясно понимаю, что исламское государство не является самоцелью для нас, особенно, если оно приобретает такие уродливые формы, как в Саудии или, паче чаяния, Иране, ауузуби-Лляхи минна шайтани раджим.

Мы можем прожить без исламского государства, но, ва-Ллахи, труднее этого для многих суфиев жить без Красоты и Любви, апофеозом которых являлся истинный суфийский халифат Османов.

Мы просим Аллаха не лишать нас его блага, просим вернуть и восстановить его благодать. Просим после каждого вирда, не забывая об этом ни на день.

Потому, что нам не нужна власть. Нам нужна Любовь - воплощенная в Халифате.