понедельник, 1 декабря 2008 г.

Возвращение Знания

Один из великих алимов изрек: будь факихом-суфием, но не будь суфием-факихом. Очевидно, что факих, который крепко знает основы религии, становясь суфием, переходит на качественно более высокий уровень. Тогда как суфий, разменивающий сокровенное знание на явное, словно отбрасывает себя назад. Аллаху ведомо лучше.

Так или иначе, но факих, ставший суфием – это модель нескольких знаковых для нас фигур. В первую очередь отмечу наставника нашего шейха – шейха Мухаммада ибн Хаббиба, да будет милостив к нему Аллах. Изначально он был алимом, но не был суфием. И стал он таковым не по собственной инициативе, не потому, что искал себе шейха, выбирал его и т.п. Напротив, он был явно выбран и предназначен для Химмы и Хакиката, и потрясающая история его призвания описана шейхом Абдулькадыром, да хранит Его Аллах, в своей «Книге Таухида».

Шейх Мухаммад ибн Хаббиб, судя по всему, основной источник передачи знаний для нашего шейха. В свою очередь в своей книге «The Way of Muhammad» наш Шейх откровенно пишет, что шейх Мухаммад ибн Хаббиб был носителем Хакиката Великого Шейха Ибн аль Араби.

«The meaning of man» - книга, опровергающая любые спекуляции, равную которой сложно найти, настолько, что наш Шейх назвал ее важнейшей из книг, написанных человеком… Я взялся читать эту книгу, но не смог, понял, что не мой уровень.

Теперь о самой книге. Ее автор – великий ариф, суфийский шейх сиди Аль Джамаль из Феса, оставивший после себя лишь одного ученика – шейха Ахмада Даркави, который в свою очередь оставил после себя сорок шейхов, да будет доволен ими всеми Аллах. Книга была написана свыше двухсот лет назад и все это время хранилась в единственном рукописном экземпляре в завии, расположенной в Квартале Мертвых в Фесе, где в ночь каждого четверга собиралась закрытая группа фукара для ее изучения. Наш Шейх, получивший ее по линии своих учителей из Даркавийского тариката, последним из которых был шейх Мухаммад ибн Хаббиб, издал ее тиражом, достаточным для распространения среди своих муридов, хотя уровень ее сложности изначально делает ее недоступной даже для большинства из них…

Что, однако, важно и что я сумел извлечь для себя из нее помимо хузура, исходящего от снимков двухвековой давности манускриптов и фотографий фукара и шейхов прошлого века.

Красной нитью, через всю книгу проходит отсылка к Хакикату Шейх Аль Акбара, как это очевидно, являющемуся краеугольным камнем учения сиди Аль Джамаля.

Шейх Абдулькадыр ас-Суфи – ХХI и XX века.

Шейх Мухаммад ибн Хаббиб – ХХ век.

Шейх сиди Аль Джамаль – XVII XVIII века.

Это знание никуда не уходило. Оно снова открывается в наши дни, чтобы вернуться туда, где в свое время пришло к Шейх Аль Акбару – на Запад.